Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Портрет царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. К 100-летию музея

В собрании Сергиево-Посадского музея хранится небольшая, но значимая коллекция живописи XVIII-XIX вв. Большая ее часть происходит из собрания Троице-Сергиевой лавры, откуда поступила в музей сто лет назад. Портреты царствующих особ, в соответствии с новой модой эпохи просвещения, украшали жилые покои Троицкого и Вифанского монастырей.

В экспозиции музея «Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль. Страницы истории» находится портрет царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, первой супруги Петра I. Он является копией с портрета первой трети XVIII в., происходящего из московского Новодевичьего монастыря (ныне – в коллекции Исторического музея). О том, что перед нами копия, свидетельствует небрежная проработка деталей: на портрете из Исторического музея лучше прописаны орнаменты на одеяниях царицы, меховая оторочка муфты, складки.

Портрет изображает царицу в мантии из дорогой ткани, похожей на роскошную шубу с золотым и серебряным шитьем. Голова закрыта монашеским платком, в руках молитвенник, на правой руке четки, верхняя часть лица закрыта тончайшей прозрачной вуалью. Костюм царицы-инокини представляет сочетание мирских и монашеских одеяний – мантия-шуба, платок, муфта, вуаль.

лопухина-сайт.jpg

Круговая надпись гласит: «Царица Евдокия Феодоровна въ монахиняхъ жена первая Петра Перваго». Наличие подписи в сочетании с условной манерой изображения портретируемого лица свидетельствуют, что картина относится к так называемому парсунному письму. Изображения «персон», представляя по большей части лишь особенности внешности и одежды модели, предшествовали появлению в России собственно портретной живописи.

Предположительно оригинальный портрет из собрания ГИМ был написан между 1727 и 1731 гг., когда царица-инокиня жила в Новодевичьем монастыре. Есть версия и о том, что дата написания портрета относится к более раннему времени – периоду, когда Евдокия жила в Покровском Суздальском монастыре (1698—1718 гг.). Об этом может свидетельствовать то, что царица изображена в молодом возрасте, близком времени ее пострижения. Однако живописец мог и приукрасить модель, показав ее моложе, потому что в почете она была только при «возвращении» ко двору. Неизвестно и то, когда была создана копия, находящаяся в собрании Сергиево-Посадского музея, но, вероятнее всего, в XVIII в. и, возможно, лаврским живописцем.

Прасковья Лопухина – такое имя дали ей при крещении – была дочерью окольничего Иллариона Авраамовича Лопухина, происходившего из дворянского рода средней руки, не богатого и не знатного. Этим и объяснялся выбор царской невесты: Лопухины, не имея связей в кругу московской аристократии, должны были стать опорой юного Петра I в борьбе с сестрой царевной Софьей и стоявшим за ней кланом бояр Милославских. Свадьба Петра I и девицы Лопухиной стала актом этой борьбы – женатый царь претендовал на самостоятельное правление, без докучной опеки сестры-правительницы. Венчание состоялось 27 января 1689 г. В честь этого невесте дали другое, более звучное, «царское» имя и отчество – Евдокия Федоровна. Евдокия и Петр были ровесниками, обоим было по 17 лет.

Вскоре после свадьбы произошла окончательная развязка в столкновении Петра с Софьей. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г., опасаясь заговора и убийства, Петр бежал в Троице-Сергиев монастырь под защиту крепких стен обители. Вслед за ним туда прибыли мать, царица Наталья Кирилловна Нарышкина и супруга, Евдокия Федоровна. К Петру потянулись московские бояре и полки дворян, а Софья осталась без поддержки и сдалась. С этого времени началось самостоятельное правление Петра.

Первые годы супружеской жизни прошли благополучно: 19 февраля 1690 г. Евдокия родила царевича Алексея, а 3 октября 1691 г. – царевича Александра. Александр, правда, вскоре скончался (14 мая 1692 г.). В 1690-е гг. начинается активная реформаторская деятельность Петра I. Евдокия не разделяла увлечения мужа западной культурой, разные интересы и несходство характеров отдалили супругов. Вскоре у Петра появилась любовница в Иноземной слободе. В сентябре 1698 г., после возвращения из Великого посольства, Петр I приказал постричь нелюбимую жену в монахини.

Ее отправили в Покровский Суздальский монастырь, издавна служивший местом ссылки бывших царских жен, и постригли с именем Елены. В монастыре царица-инокиня жила в отдельных кельях и посещала службу в своей домовой церкви. Вскоре после пострига, она вновь облачилась в мирское платье, да и сам постриг был совершен так, что не вполне ясно – действительно ли Евдокия стала монахиней или это была имитация обряда. Петр I, занятый войной и реформами, надолго забыл о бывшей жене, но в 1718 г. о ней вспомнили при весьма драматических обстоятельствах.

В 1717 г. царевич Алексей бежал за границу и попытался укрыться в Священной Римской империи. Его вернули в Россию, и началось большое следствие. В ходе розыска выяснилось, что царевич вел тайную переписку с матерью, и бывшую царицу привлекли к делу. Следователи дознались также о том, что Евдокия не носила монашеского одеяния, что ей оказывали царские почести, и более того – у нее был роман с майором Степаном Глебовым, прибывшим в Суздаль для сбора рекрутов. Все это вызвало страшный гнев Петра I: Степан Глебов был казнен, царевич Алексей приговорен к смерти и умер в тюрьме, а царицу-инокиню отправили в Успенский Ладожский монастырь под строгий надзор. Когда Петр I умер, и на престол взошла его вторая супруга Екатерина I, положение инокини Елены ухудшилось – ее заключили в Шлиссельбургскую крепость. Но, вскоре умерла и Екатерина I. Императором стал Петр II, сын царевича Алексея и внук Лопухиной. Старицу с почетом привезли в Москву и поселили в Новодевичьем монастыре. При ней появился небольшой двор. Казалось, мытарства инокини Елены закончились. Судьба, однако, нанесла ей еще один удар – 22 ноября 1728 г. умерла царевна Наталья Алексеевна, а в ночь с 18 на 19 января 1730 г. Петр II. «Государыня-бабушка» лишилась внуков, и доживала свои дни в забвении. Она умерла 27 августа 1731 г.

Портрет царицы Евдокии Лопухиной из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника напоминает о драматической судьбе этой незамечательной женщины, ставшей жертвой резких поворотов истории в эпоху петровских преобразований.

Автор выражает признательность в работе над статьей ведущему научному сотруднику музея Ларисе Макусовой.

 

Сергей Шокарев, к.и.н., ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-XX вв.»