Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Каменная икона Смоленской Божией Матери. К 100-летию музея

Каменная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская является уникальным экспонатом Сергиево-Посадского музея-заповедника. Других подобных произведений русского искусства XV столетия не известно. Вполне вероятно, что к ее созданию был причастен видный зодчий Василий Дмитриевич Ермолин, строительная деятельность которого разворачивается в 1460—1470-е гг. В.Д. Ермолину также приписывается создание каменных статуй святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского на Фроловской (Спасской) башне Московского Кремля. В.Д. Ермолин происходил из рода купцов-сурожан, занимавшихся торговлей с Крымом. Его отец и дед были монахами Троице-Сергиева монастыря.

Каменная-икона-Смоленской-Божией-Матери-мал.jpg

В 1469 г. В.Д. Ермолин построил в Троице-Сергиевом монастыре каменные здания трапезной и поварни. Вероятно, тогда же была изготовлена и каменная икона Богоматери. Стилистика этого образа свидетельствует о западном влиянии, которое также выражено и в частично сохранившейся статуе Св. Георгия Победоносца. В связи с этим в искусствоведении ведутся споры об авторстве каменной иконы – был ли ее создателем западноевропейский мастер или русский, испытавший западное (итальянское) влияние. Как бы то ни было, каменная икона Смоленской Божией Матери является немногими и редкими образцами религиозной скульптуры Московской Руси XV столетия.

Монастырские описи 1641 г. и 1701 г. свидетельствуют, что икона находилась в иконостасе Троицкого собора. В 1730 г. другой источник отмечает, что этот образ был на стене одной из каменных палат, выстроенных В.Д. Ермолиным. Согласно письменным «сказкам» монастырских старожилов, в этом году от иконы исцелился псаломщик Кузьма Матвеев, у которого «руки имелись пригнутые к спине и иссохли». Псаломщика представили во дворец императрицы Анны Иоанновны, где его осмотрели проверенные царицей эскулапы.

В честь чудотворной иконы сначала была выстроена часовня, а в 1746–1748 гг. ныне существующая Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры (освящена в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в 1753 г.). В этом храме каменная икона находилась до 1920 г., когда поступила в музейное собрание.

Музейная история данного предмета весьма интересна. После снятия драгоценного оклада с образа Богородицы с младенцем, была установлено, что голова младенца утрачена. Вероятно, она была потеряна в XVIII столетии при переносе иконы со стены в храм. Вместо нее в икону была вставлена деревянная втулка, расписанная красками и покрытая толстым слоем мастики. С 1949 года образ находился в реставрационных мастерских им. И.Э. Грабаря (Москва), в которых к 1975 г. была воссоздана голова Иисуса Христа. Столь длительная работа над восстановлением головы и лика младенца Христа связана с тем, что художественные аналогии данного произведения отсутствуют.

После возвращения из мастерских образ постоянно находится в исторической экспозиции музея.

Татьяна Токарева, заведующая отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV—XIX вв.», Нина Холодкова, Сергей Шокарев, ведущие научные сотрудники отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV—XIX вв.»