Русские шали XIX - XXI вв.
Русские шали начала XIX века по своему качеству, сложности узора и расцветки не уступали европейским. Для таких шалей отдельно ткались кайма и середина, затем они сшивались. Узор на лицевой и изнаночной сторонах был одинаковым. Лучшими в стране считались фабрики В.А. Елисеевой, Н.А. Мерлиной и Д.А. Колокольцова в Саратовской и Нижегородской губерниях. В собрании музея имеются несколько фрагментов изделий этих производств.
В середине XIX века тканные шали, как правило, выполняли на специальных ткацких станках одним полотном и декорировали традиционным восточным узором из «огурцов», «бобов» и «опахал».
Во второй половине XIX века русские мануфактуры, наряду с ткаными платками, стали выпускать более дешевые – набивные, где узор на ткань наносился с помощью резных деревянных досок («цветок» и «манер»).
На первых порах набивные шали напоминали восточные ткани с «дорогами» – узорными полосами из цветочных ветвей, причудливых листьев. Почти одновременно появились и набивные шали с каймой. По-прежнему в различных вариантах использовался мотив «огурца». Из «огурцов» создавались различные комбинации: то переплетаясь, то прихотливо чередуясь, то собираясь в пучки, они заполняли почти все поле платка, образуя сплошной ковровый узор. Композиционным центром служила маленькая свободная от узора середина в виде крестчатой или звездной фигурки. Лучами расходились от нее к углам и кайме «огурцы» и «опахала». Они имели четкий контур и мельчайшую проработку деталей.
На рубеже XIX-XX веков восточные или «турецкие» узоры все реже применяются при набойке платков и шалей. На смену им приходят замысловатые гирлянды, обрамляющие пышные букеты из ярких роз, тюльпанов, полевых цветов. Средник заполняется редко расположенными мелкими цветочками, ягодками.
В музейном собрании набивных платков и шалей выделяется коллекция изделий знаменитой платочной мануфактуры Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова в Павловском посаде, насчитывающая более 250 единиц хранения. В ней нашли отражение основные направления и этапы развития павловопосадского платочного производства, начиная с 60-х годов XIX столетия до сегодняшнего дня. Особой ценностью сергиевопосадского собрания является наличие 29-и платков XIX – начала XX вв. с павловопосадскими фабричными клеймами.
Разнообразно и полно представлено в коллекции творчество всех ведущих художников второй половины XX – первых десятилетий XXI веков. Собрание павловопосадских платков постоянно и систематически пополняется новыми произведениями.
Раздел составлен по материалам: Русские шали: Альбом / автор-составитель Г.А. Макаровская. - Москва : Советская Россия, 1986.
Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова. Павловопосадские платки и шали в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. – М.:Союз Дизайн, 2015