Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Архитектурная резьба Сергиева Посада XIX – начала XX в.

Коллекция деревянной архитектурной резьбы Сергиевского Посада XIX — начала XX вв. занимает в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике сравнительно небольшое место. Она была собрана в 1970 – 1990-х годах Л.А. Кувшинниковой, В.М. Жигулевой, С.В. Горожаниной в связи с реконструкцией старого города и насчитывает чуть более 200 предметов.  

Среди них оконные и светелочные наличники, карнизные и подоконные доски, пилястры, капители, балконные и лестничные решетки, фронтон, навесы над входной дверью, отдельные фрагменты резьбы. Важным дополнением коллекции подлинных произведений являются фотографии сделанные к выставкам, устроенным автором этих строк, сначала в пяти залах Больничных палат ХVII в ТСЛ (1982-1983 гг.) (Рис.1,2), затем – в помещении Пятницкой церкви ХVI в. Пятницкого подольного монастыря (1988-1990-е годы).


Эти выставки впервые познакомили жителей города, а также всех любителей народного искусства с местной традицией одного из древнейших видов народного художественного творчества. Изделия местных кустарей, выполненные на высоком профессиональном и художественном уровне, находили постоянный спрос, поэтому, как правило, для постройки новых домов, равно как и для их украшения приглашались плотницкие артели из окрестных деревень и соседних губерний. Так, по словам старожилов, отдельные дома по ул. Митькина (бывш. Нижняя), Березовому переулку и др. строили плотники во главе с И. М. Романовым из-под Берендеева Ярославской области. Имеются сведения о работе в Сергиевском Посаде рассматриваемого периода мастеров из Ярославской, Владимирской губерний, Брянска, Егорьевска, сел Богородского и Бужанинова.

Имущественное расслоение жителей Сергиева Посада XIX—начала XX вв. было значительным, что нашло свое отражение в характере застройки. На подъездах к Лавре располагались богатые дома представителей городских властей, владельцев небольших мастерских и лавок, скупщиков игрушки, местной интеллигенции. Далее строились монастырские слуги и кустари, размещавшиеся в слободах по профессиональному признаку. На окраинах селились малоимущие жители города, жилые постройки которых почти не имели резного убранства.

Архивные данные по ряду жилых построек города, сохранивших точную датировку, устные сведения, собранные во время подворных обследований, свидетельствуют о том, что наиболее ранние жилища Сергиевского Посада с богатым архитектурным декором относятся к середине ХIХ в. К этому времени, очевидно, можно отнести наличник, снятый с дома по проспекту Красной Армии (бывш. Московская ул.), располагавшегося рядом с Домом кустаря. В его пышном убранстве чувствуется влияние архитектурного стиля предыдущего столетия — русского барокко. Нашли здесь отражение и древние народные мифологические образы — сказочные драконы и сирины, уютно расположившиеся в переплетении ветвей с цветами и листьями. Резные фрагменты этого наличника выпилены по контуру, доработаны резцом и наложены на поверхность фоновой доски. Таким образом, техника его исполнения, получившая название накладной резьбы, является переходной от рельефа, выполняемого на толстой доске, к более простой пропиловке.
К традициям русского барокко тяготеет композиционное построение и трактовка отдельных элементов архитектурного декора жилого дома, снесенного в связи с реконструкцией проспекта в 1973 году. Здание датируется серединой XIX в. и принадлежало лесопромышленнику И. И. Казакову. Нижний этаж его, выложенный из кирпича и служивший лавкой, решен с крайней простотой. Зато верхний, жилой этаж в семь окон по фасаду, имел богатейшее резное убранство. (Рис.3)

Следует отметить, что в 20-е годы XIX в. для различных категорий населения города были разработаны специальные проекты жилых домов, которые, однако, почти не нашли своего применения. Состоятельные жители предпочитали строить свои жилища по индивидуальным проектам, более соответствовавшим их собственным вкусам и эстетическим требованиям.

Одним из неизменных примеров для подражания был, очевидно, архитектурный декор дома Казакова. По ул. 1-й Ударной Армии (бывш. Большая Кукуевская) до недавнего времени находилось двухэтажное строение с клеймом страхового общества 1846 года. Его нижние помещения служили галантерейной мастерской, изготовлявшей пуговицы, наверху жили хозяева — Телицыны. Как и многие другие в Сергиевском Посаде, этот дом имел слуховое окно, выходившее на фасадную сторону. Килевидная форма его фронтона подчеркивалась ажурными подзорами, боковины решены в виде капителей с тонким накладным узором.

Наличники дома Телицыных, созданные под явным влиянием казаковского дома, претерпели определенные изменения. Неодинакова и техника исполнения резьбы: на доме Казакова объемная резьба сочетается с накладной и ажурной, на телицынском применена только накладная и ажурная резьба, выполненная пропильным способом.

Целый ряд жилых строений XIX в. тяготеет к традициям русского классицизма. Одно из них находится по ул. 1-й Ударной Армии (бывш. Большая Кукуевская ) и отличается ясностью конструкции, строгостью форм архитектурного убранства.

Однако таких сравнительно близких подражаний классицизму было немного. Чаще всего народный мастер брал за основу общее распределение масс, определяющее решение здания или его части, орнаментальные мотивы этого стиля, но в трактовку многих элементов вносил собственное понимание, идущее от древних образцов и тем народного искусства (Рис.4,5).

  Изображение женской фигурки в той или иной интерпретации — один из распространенных мотивов архитектурного декора жилых домов Сергиева Посада. Чаще всего она помещена в центре навершия с отходящими в разные стороны волютами, изогнутыми стеблями и листьями (ул. Клементьевская, Кирова (бывш. Долго-Дмитровская) и др.). Реже встречаются антропоморфные фигуры, завершающие боковины наличников в виде так называемых «шишек» (ул. Клементьевская). Внутри такой «шишки» иногда находится трехлепестковый цветок — символ вечно возрождающейся жизни (Рис. 6,7).  


Важным и неотъемлемым элементом декора пилястр, фронтонов слуховых окон и, конечно, оконных наличников являются многообразные изображения солнца в виде вихревых и круглых розеток, ромбов, шести и восьмиконечных звезд, многолепестковых цветов.

Следует отметить, что все эти древние мотивы так органично вплетены в канву орнамента, что только пристальный взгляд отыщет их очертания в причудливых линиях вьющихся стеблей и побегов или в строгих ритмах чисто геометрического узора.

 Целый ряд жилых строений Сергиевского Посада, относящихся в концу прошлого века, характеризует найденность пропорций, равновесие резного убранства и гладкого поля зашитого досками стен. Одно из них находится на ул. Суворова (бывш. Штатной Правой). В его декоре деревянные ажурные элементы удачно дополнены узорами просечного металла (Рис. 9).

Дома, построенные в 80-х годах XIX в., выделяет великолепие резного декора, в основу которого положен растительный орнамент (Рис. 8). Один из таких домов, убранный снизу доверху тончайшим кружевом, стоял на улице Кустарной. Два богатейших фриза, подчеркнутые ажурными подзорами, прихотливые узоры наличников обоих этажей, сквозная решетка веранды над крыльцом, — украшали его до недавнего времени.


Неизвестный мастер применил здесь ажурную и накладную резьбу, которые оттеняют и дополняют друг друга. И если в сложных отработанных завитках побегов с трехлепестковыми цветами ясно видятся народные формы растительного узора, то прямоугольные и ромбовидные накладки фризов, отличающиеся хитросплетениями линий, свидетельствуют, скорее всего, о влиянии искусства книжной миниатюры.

Парадные входы в жилых строениях нашего города, как правило, имели одинаковое оформление: филенчатые двери, кронштейны или столбы, поддерживающие навес. (Рис. 10,11).

В районах старой застройки редко встречаются дома с балконами и относятся они, в основном, к началу XX в. Одно из таких зданий расположено в глубине усадьбы (ул. Болотная), поэтому его наличники и резные узоры фризов балкона решены крупными планами. В то же время мощные балясины столбов с ажурными полусолнцами вверху каждого, две полосы сквозного кружева, — придают дому большую декоративность (Рис. 11,12,13)

Архитектурный декор жилых строений рубежа XIX—XX вв. активно обогащался мотивами, заимствованными из других видов народного творчества: вышивки, кружева, ткачества.

  Пробудившийся в это время интерес к истокам национальной культуры выразился в постройках «русского стиля», который нашел отражение в вытянутых, напоминающих северные кокошники, фронтонах (дом конца XIX в. по ул. Кооперативной (бывш. Прогонной) и близкий ему дом по ул. Первой Рыбной, Вифанской) в стремлении повторить целиком или частично более древние памятники культового и жилого зодчества (Рис. 15,16).


На многих домах 1910—1920-х годов наблюдается возврат к технике «резьбы по фону», с которой когда-то начиналась пропильная резьба (Рис. 18).

В целом, характеризуя архитектурный облик жилых строений Сергиевского Посада XIX — нач. XX вв., необходимо отметить, что он формировался в результате усвоения и творческой переработки народными мастерами многовековых строительных и художественных традиций. На многих сооружениях, безусловно, сказалось обаяние памятников древнерусской архитектуры Троице-Сергиевой лавры — исторического ядра Сергиевского Посада.


Разностильность архитектурного декора домов, сочетание регулярной и свободной планировки улиц, неразрывная связь с ландшафтом придают отдельным уголкам старой части современного Сергиева Посада неповторимое своеобразие. Таким запечатлели наш город художники К. Юон, В. Соколов, Т. Маврина, Н. Барченков, Н. Беляев, таким мы стремились его отразить в нашей коллекции архитектурной резьбы Сергиева посада ХIХ – начала ХХ вв.

Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» Жигулёва Валентина Михайловна.