Художественная обработка металла XVII-XIX вв.
Даже такой скромный по виду материал, как олово, разнообразно использовался в русском искусстве в XVI – XVII веках. Мягкость олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными растительными мотивами и обрамлять ими стенки деревянных ларцов, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные церковные фонари и т.д. В отделе экспонируется редчайшее трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези которого покрывала яркая роспись и слюда.
Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг горения красок, роспись напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев. Не менее интересны и медные спицы-зеркальца, которыми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней, иногда на конских головах помещалось изображение двух утиц, напоминающих ладью. Такое сочетание элементов декора говорит о древнейших традициях этих произведений.
Развитой отраслью художественного ремесла было сундучное производство. Особенно высоко ценились сундуки и шкатулки Великого Устюга. В музее есть несколько великоустюжских сундуков XVII – XVIII веков, имеющих форму теремка и обшитых железными полосами с просечным узором. Эта форма была традиционной в быту и сохранилась до середины XIX века. В XVI – XVII веках пользовались небольшими плоскими сундуками-укладками со скошенной крышкой – подголовником. Форма подголовника объясняется их названием и ролью – они служили подставкой для подушки во время сна. В таких сундуках хранились ценности и документы.
Художественная обработка металла представлена в собрании музея кованными железными светцами с их прекрасной архитектоникой, литыми из меди ендовами и рукомоями строгих, ясных очертаний, сундучками и шкатулками многообразных форм с просечными узорами. Особый интерес вызывает великолепный дымник из жести, привезённый из вологодской области.