Европейское серебро XIV-XIX вв.
Музейное собрание европейского серебра, не отличаясь полнотой, все же дает определенное представление об уровне и качестве золото-серебряного дела ряда европейских центров на примере далеко не рядовых произведений. Многие изделия в собрании являются редкими, а порой и уникальными памятниками своего времени. В их число входит один из самых ранних в музеях нашей страны немецкий ПОТИР первой трети XIV века, лиссабонское БЛЮДО конца XV века — времени расцвета португальской культуры, английское серебро эпохи Елизаветы I. Хронологические рамки коллекции достаточно широки — от XIV до начала XX века, стилевой диапазон — от готики до модерна. И в количественном, и в качественном отношении наиболее интересны для исследователей изделия немецких и английских мастеров. Отдельными предметами представлено искусство португальских, голландских, шведских, польских серебряников. К XVIII-XIX векам относятся лишь единичные экспонаты работы бельгийских и французских ювелиров.
Немецкое серебро XIV – XIX веков
Наиболее полно в музейном собрании представлена коллекция работ мастеров золотого и серебряного дела Германии. Это закономерно — немецкому художественному металлу принадлежит видное место в истории западноевропейского прикладного искусства XV-XVII веков. Коллекция Сергиево-Посадского музея, помимо изделий таких крупнейших центров, как Нюрнберг, Аугсбург, Гамбург, включает отдельные произведения (или даже фрагменты изделий) мастеров Любека, Дрездена, Лейпцига, Эссена, Мюнстера, Ростока, Бреслау. Самая ранняя работа немецких серебряников в составе коллекции — потир первой трети XIV века, вложенный в Троицкий монастырь царем Иваном Грозным. Этот готический сосуд является редким, едва ли не единственным памятником своего рода в наших музейных собраниях.
Нюрнберг. Коллекция нюрнбергского серебра представлена работами второй половины XVI — первой трети XVII века. С точки зрения стиля это произведения эпохи Ренессанса и барокко. В Нюрнберге эта эпоха считается временем расцвета ювелирного мастерства, временем массового производства изделий из благородных металлов и их широкого распространения в самой Германии и далеко за ее пределами. Из всех видов изделий в коллекции представлены самые характерные предметы творчества нюрнбергских серебряников — кубки. В России с конца XVI века именно кубок — серебряный, позолоченный, как правило немецкой работы, — был наиболее значимым и ценным подарком среди высшей знати. В собрании музея есть кубки работы мастеров Николауса Шмидта, Каспара и Ганса Бойтмюллеров.
Аугсбург. Другой центр немецкого серебряного производства — Аугсбург — в коллекции представлен более разнообразным кругом предметов конца XVI — начала XVIII века. Как крупный центр серебряного производства Аугсбург формировался во второй половине XVI века, в эпоху позднего Возрождения. Аугсбургские мастера эпохи Возрождения создавали целые альбомы образцов форм и серии листов с орнаментами для златокузнецов и серебряников. Пример их использования — кубок аугсбургского мастера с клеймом «Перекрещенные топорики». К произведениям позднеренессансного аугсбургского серебра можно отнести пунцированный золоченый кубок с чашей яйцевидной формы.
Вторая половина XVII-гo и первая половина XVIII века стали временем наивысшего расцвета искусства аугсбургских серебряников, активно осваивавших новые декоративные мотивы и узоры в столовом серебре. Немногочисленные памятники коллекции демонстрируют богатство и разнообразие барочной орнаментики. В собрании музея к такого рода произведениям можно отнести барочное блюдо-лохань аугсбургского мастера Ханса Якоба I Баура. Блюдо вычеканено с неподражаемым блеском. Внушительных размеров, сияющее драгоценным металлом, с занимательным мифологическим сюжетом «Триумф Амфитриты», оно смотрится как великолепное декоративное панно. И в Европе, и в России такого рода «лохани» вешали на стены или выставляли на специальных поставцах в дворцовых залах.
Гамбург и другие немецкие города. Третий крупнейший центр немецкого художественного серебра, в собрании музея представлен несколькими предметами. В числе прочей утвари здесь хранятся три гамбургские кружки. Кружка — специфическая форма столовой посуды, появившаяся в культуре немецкого Возрождения. Высокий цилиндрический сосуд на низком основании или без него, обязательно с крышкой и ручкой, в Германии получил повсеместное распространение. Одна из кружек украшена сплошным гравированным узором с сюжетными композициями.
В XVI-XVII веках немецкие мастера искусно работали не только с серебром, но и с самыми разнообразными материалами, часто экзотическими: камнем, горным хрусталем, кокосом, янтарем, перламутром. Изделия такого рода были известны в Европе с античных времен. Пример тому — кубок с чашей из яшмы. Сосуды из яшмы и в Европе, и в России ценились не только за красоту камня, прозрачного в тонком слое и разнообразного по цвету.
Немецкое серебро эпохи классицизма представлено в собрании музея чернильным прибором работы дрезденского мастера третьей четверти XVIII века. Чернильница выполнена в форме античной урны на прямоугольном основании. Образцами для такого рода произведений служили античные изделия, найденные во время археологических раскопок в итальянских городах Геркулануме и Помпеях. В собрании музея образец так называемой «стилевой формы», то есть выполненной в определенном стиле прошлого, — рокайльный чайник. Его округлое тулово с удлиненным горлом и волнистой поверхностью, игривый растительно-цветочный декор с мотивом раковины («рокайль») воспроизводят формы стиля рококо.
Английское серебро XVI – XVII веков
В коллекции Сергиево-Посадского музея имеется небольшое, но интересное собрание английского серебра XVI – XVII вв., которое считается лучшим в мире. В Россию английское серебро поступало преимущественно в виде посольских даров и дипломатических подношений. Но работы английских серебряников периода королевских династий Тюдоров и Стюартов хранились не только в царской казне. В качестве даров, подношений и пожертвований английские кубки, кружки, блюда, кувшины попадали и в состав монастырских ризниц.
В прикладном искусстве Англии распространение стиля Ренессанс началось позднее, чем в странах континентальной Европы. Заметное влияние на творчество английских серебряников оказали мастера Германии и Нидерландов. Ренессансные произведения британских мастеров отличаются особо логичным и симметричным построением, чистотой форм, подчёркнутым выделением функциональных частей. Английское серебро того времени кажется довольно простым и буржуазным. Простота и спокойствие форм и контуров в изделиях естественно сочетаются с британской основательностью и сдержанной нарядностью.
Характерный образец английского ренессансного серебра – кубок 1584-1585-х годов работы мастера Симеона Брука (Semeone Brooke). «Тыквенная» форма кубка заимствована у немецких мастеров. Кубок украшен тонким гравированным орнаментом. Другой, типично островной вариант кубка – с крупной глубокой чашей яйцевидной формы, крепкой ножкой и характерным высоким колоколообразным основанием. В коллекции музея имеется и рукомойный комплект, стоящий из кувшина для воды и блюда-лохани. Кувшин представляет собой высокий и изящный сосуд в форме вазы. В верхней части кувшина – полоса чеканного орнамента из овальных медальонов с изображением морских чудовищ. Декор соответствующего кувшину блюда – строгий и сдержанный.
Ещё одно подобное блюдо. Поверхность изделия покрыта сплошным чеканным и гравированным узором. Дно блюда украшено чеканкой высокого рельефа: вокруг омбелика - сцены охоты, в медальонах по внешнему кругу - изображения тритонов на фоне морских волн, между медальонами – крылатые «змееногие» сирены. Широкий борт украшен сплошным волнообразным орнаментом с чеканным изображением дельфинов, рыб, улиток, раковин. Неудивительно, что в прикладном искусстве такой морской державы как Англия, были весьма распространены элементы декора, связанные с водной стихией.
Кружка 1670 г. работы лондонского мастера с монограммой «AL» с крупным гравированным орнаментом принадлежит к произведениям стиля барокко. Её цветочный декор отражает одно из ведущих течений английского и европейского художественного оформления серебра середины XVII в. На корпусе размещены три крупных медальона с двойным гербом – в центральном овале и архитектурными пейзажами – в боковых. В нижней части корпуса растительный орнамент. Потир начала XIX века имеет уже классические формы. Чаша потира украшена геометрическим орнаментом и четырьмя медальонами с изображениями Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и Распятия.
Все эти произведения – превосходные образцы искусства английских серебряников, дающие яркое представление об особенностях и достоинствах всемирно известного художественного ремесла. Для британского серебра XVI – XVII вв. характерны естественная гармония, отсутствие лишнего украшательства, общий высокий художественный уровень.