Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Лицевое и орнаментальное шитьё XIV-XIX вв.

Большое место в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника занимают тканевые предметы церковного обихода, украшенные вышитыми орнаментами и лицевыми (фигуративными) изображениями.

Основная масса произведений поступила в музей в 1920 году из Троице-Сергиевой лавры.

Особенностью коллекции лицевого и орнаментального шитья является наличие большого количества подписных произведений, что помогает точно датировать памятники, а также связать их с конкретными мастерскими.

Широкий хронологический диапазон шитых изделий, разнообразие типов изделий позволяют получить достаточно полное представление о развитии этого вида художественного творчества на Руси (преимущественно московской школы) на протяжении нескольких столетий

 Лицевое шитье 
Коллекция лицевого шитья насчитывает более 200 произведений. В ее состав входят подвесные пелены под иконы, плащаницы, надгробные покровы, литургические ткани, предметы богослужебного облачения (фелони, поручи, епитрахили, орари, палицы).

Изображения святых и религиозных сюжетов, выполненные на гладких и узорных тканевых фонах шелковыми и металлическими нитями, наглядно демонстрируют связь лицевого шитья с искусством иконописи. С другой стороны, отличные от иконописи материалы и техника, придают памятникам шитья отпечаток своеобразия, усиливая, в первую очередь, декоративные качества произведений.

Началом XV века датируется самый ранний памятник коллекции – так называемая голубая плащаница. Она входит в немногочисленную группу шитых русских произведений, по композиции и техническим приемам восходящих к памятникам византийского шитья. Голубая плащаница не только самая ранняя в этой группе, но, по-видимому, является вообще древнейшей из дошедших до нас шитых тканей подобного типа. Ее отличительной особенностью служит подчеркнутая эмоциональность, свойственная произведениям XIV века.

Если голубая плащаница вышита преимущественно золотными и серебряными нитями, то покров с образом преподобного Сергия Радонежского – пример шелкового шитья. Образ первоигумена Троицкого монастыря трактован крайне необычно, что позволило исследователям предположить его портретный характер, а также выдвинуть версию о создании произведения около 1422 года для возложения на раку с обретенными мощами Преподобного. Однако ни письменные источники, ни стилистические особенности памятника столь раннюю датировку не подтверждают.


О расцвете шелкового шитья в XV веке свидетельствует целый ряд небольших пелен, имеющихся в собрании музея. Особенностью воздуха «Се агнец» является сочетание хорошего рисунка и звучной цветовой гаммы с достаточно простой техникой шитья личного.

Живописностью, многофигурными композициями, тонким рисунком характеризуются пелены: "Распятие с избранными святыми", "Погребение Анны", «Святая Троица с праздниками». Последнее произведения, несомненно, выполнено под влиянием творчества Андрея Рублева.



Изобразительное искусство Москвы конца XV – начала XVI века, в том числе и лицевое шитье, развивалось под влиянием творчества Дионисия. Сохранившиеся памятники этого времени демонстрируют искусное владение мастерицами техникой как шелкового, так и золотного шитья. Однако вплоть до первой четверти XVI века предпочтение отдавалось шелковым нитям, позволявшим создавать удивительные по красоте произведения. В частности, колорит сударя "Чудо архангела Михаила в Хонех" до сих пор поражает яркостью и звонкостью цветовой гаммы.

Изяществом удлиненных пропорций фигур, аристократизмом образов, изысканностью цветового строя выделяются пелены "Богоматерь Воплощение»", "Николай Чудотворец", а также небольшая плащаница «Положение во гроб с избранными праздниками». 

О работе великокняжеских светлиц рубежа XV–XVI веков дают представление уникальные по содержанию и высокопрофессиональные по исполнению большие подвесные пелены под икону «Святая Троица» письма Андрея Рублева, изготовленные по заказу двух великих московских княгинь: Софии Палеолог и Соломонии Сабуровой. В этих произведениях нашли отражение события из жизни великокняжеской семьи, что делает шитые памятники важнейшими историческими источниками.


В середине – второй половине XVI века лучшие шитые вещи создавались в кремлевских мастерских цариц Анастасии Романовны, Марии Нагой и Ирины Годуновой.

Крупнейшей светлицей XVI века являлась мастерская княгини Евфросинии Старицкой, также располагавшаяся на территории Московского Кремля. В 1561 году в ней были изготовлены две монументальные плащаницы с многофигурными композициями и сложными надписями вязью; одна из них хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Согласно шитой на вещи летописи плащаница дана в Троице-Сергиев монастырь "на воспоминание последнему роду" Старицких.

Шелковое шитье плащаницы отличается удивительной тонкостью и совершенством. Стежки положены настолько плотно, что создается эффект гладкой живописной поверхности, а их разнонаправленное положение служит инструментом моделировки открытых частей тел и ликов. Необычайно виртуозно и разнообразно шитье «доличных» элементов, выполненное металлическими нитями „в прикреп" разнообразными узорами, в том числе, имитирующими орнаменты роскошных иностранных тканей. 


Произведения, выполненные по заказу Бориса Годунова, не уступают по техническому уровню произведениям второй половины XVI века. Большинство из них, по всей вероятности, создано теми же мастерицами, которые работали в светлицах Евфросинии Старицкой и Ирины Годуновой. Для многих годуновских памятников характерно увлечение драгоценными материалами. Например, каймы сударя «Святая Троица» почти сплошь покрыты серебряными золочеными дробницами.


 Шитье XVII века в коллекции музея представлено рядом интересных памятников, выполненных как в царских, так и в боярских мастерских. Особое место занимают произведения, вышедшие из светлиц «именитых людей» Строгановых. В их числе уникальный по иконографии надгробный покров с изображением преподобного Сергия Радонежского и сцен из жизни святого. 


В XVIII веке произведений лицевого шитья, сопоставимых по качеству со средневековыми памятниками, изготовлялось очень немного. Тем ценнее каждый сохранившийся экземпляр.

Палица «Воскресение Христово» является типичным образцом работы мастериц Шенкурского Троицкого монастыря. Ее характерные особенности – тонкое шелковое шитье ликов, слегка подкрашенное кистью, а также трудночитаемые, но необыкновенно декоративные надписи на каймах.

Греческими мастерами в 1731 году выполнена небольшая иконка с изображением небесных покровительниц императрицы Анны Иоанновны и ее сестер Екатерины и Прасковьи. В шитье одежд святых использованы металлические нити различной обработки (пряденые, крученые, плющеные), создающие фактурное разнообразие.


Г.П. Черкашина