Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Набойка и кружево XVII - XX вв.

Набойка

Набивное дело известно в России с древних времен. Из набивных тканей изготавливали не только предметы одежды, но и скатерти, полотенца, разного рода занавеси. В коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника самые ранние образцы набойки XVII–XVIII века некогда служили подкладками облачений духовенства Троице-Сергиева монастыря. Для тканей этого времени характерны лаконичные выразительные одноцветные узоры, в которых прослеживаются близкие аналогии с мотивами русской народной вышивки, ткачества, резьбы и росписи по дереву, а также с рисунками, заимствованными из восточных привозных тканей. Узоры напечатаны масляной краской на холщовое полотно с помощью деревянных форм – больших набивных досок (около 50х40 см), покрытых плоскорельефной резьбой, которая располагается иногда с двух сторон доски. Для лучшего отпечатывания рисунка мастера стучали по набивной доске молотком-киянкой – отсюда родился термин «набойка». 

В XVIII веке орнаментальные композиции из стилизованных реальных и фантазийных цветов, плодов, изогнутых ветвей приобрели более утонченный характер. Сам способ украшения ткани набивным узором усложнился: доски уменьшились в размерах (около 20х15 см), в них, наряду с резным рельефом, использовались вбитые в деревянную основу металлические пластины, гвоздики, которыми мастера печатали тонкую контурную обводку рисунка. Для создания многоцветного колорита мастера применяли природные заварные красители и одновременно несколько набивных досок: для печати каждого цвета была необходима доска с соответствующим элементом узора. 


В XIX – начале XX века набойка имела наибольшее распространение в центральных и северных губерниях России. Во многих уездных городах, деревнях работали домашние набивные мастерские, ориентирующиеся на запросы крестьянского и мещанского сословий. В это же время развиваются отхожие набоечные промыслы, которыми занимались крестьяне в свободное от полевых работ время. Распространенным видом была кубовая набойка, выполнявшаяся способом резервации: на холщовую ткань набивной доской с рельефным металлическим узором предварительно наносился защитный слой «вапы» – смеси глины, купороса и клейкого вещества, затем она опускалась в куб – емкость с краской, полученной из растительного красителя индиго. После полоскания в проточной воде «вапа» вымывалась, а на синем фоне оставался белый узор, представлявший собой, как правило, простые вариации геометрических и растительных мотивов.
Ситценабивное дело в России стало укореняться со второй полови­ны XVIII столетия в связи с развитием текстильной промышленно­сти, что повлияло на постепенное сокращение домашних набивных мастерских. С появлением в 1847 году на фабрике Посылиных в Шуе печатной машины-«пирротины» началась механизация ситцепечатного производства, однако ручная набойка сохранялась на всех производствах до 1920–1930-х годов. 

Зав. отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XIII-XXI вв.» Горожанина Светлана Валентиновна.


Кружево

Современное кружевоплетение развивается в старинных прославленных центрах — Вологде, Ельце, Советске (бывшей слободе Кукарке), Михайлове, Киришах. В каждом из них в традиционной манере вручную коклюшками выплетаются сложные и красивые кружевные узоры. Наиболее декоративным является вологодское кружево. Крупный густой узор выявляется здесь плотной извивающейся белой тесьмой — полотнянкой, называемой вилюшкой. Крупные растительные мотивы, розетки, трилистники, образуя самые различные композиции, вырисовываются на легкой сетке фона. Елецкое кружево отличается большим изяществом и легкостью. Строгая простота узора кировского кружева роднит его с вологодским, а по легкости и тонкости разработок оно сходно с елецким.  

В последнее время узоры стали обогащаться фоновой сеткой, насыщенной орнаментальными мотивами. Цветное кружево Михайловского района Рязанской области отличается не только своей яркой декоративностью, но и иной техникой плетения. В готовых изделиях кружево сочетается с рязанской вышивкой или узорным ткачеством. Особый интерес представляет тонкое кружево, шитое иглой. Оно производится в городе Кадоме Рязанской области. На мелкой ажурной сетке фона четко обрисовываются ромбовидные геометрические фигуры с розетками, звездочками, кругами. Заполненные мелкой штопкой и обведенные белыми нитками эти узоры воспринимаются нежным белым силуэтом. Тонкое соотношение легкого ажура фона к более плотному белому узору придает кружеву особую воздушность и изящество.


Шембакова Е.В. 1958. Фрагмент

По материалам: Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Альбом. Автор-составитель Л.Э. Калмыкова. М.: Советский художник. 1973.