Деревянная игрушка XX века
В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника деревянная игрушка представлена несколькими традиционными промысловыми центрами. Основная часть из них сосредоточена в Московской и Нижегородской областях.
Значимое место в музейной коллекции занимают произведения мастеров сергиево-посадского края. Земля, связанная с именем Преподобного Сергия Радонежского, является одним из наиболее крупных отечественных художественных центров традиционного производства игрушки. Истоки уникального искусства связаны с Троице-Сергиевой лаврой, крупнейшим духовным и культурным центром России, что во многом определило эстетические взгляды, принципы работы, высокий профессионализм посадских мастеров.
По статистическим данным на 1880 год в городе насчитывалось 322 игрушечные мастерские следующей специализации: 156 по производству лепных игрушек из папье-маше и мастики, 43 – деревянных резных игрушек, 28 – токарных и 95 – смешанных, то есть выпускавших игрушки из различных материалов – ткани, бумаги, дерева и металла.
Вначале деревянная игрушка выполнялась в технике объемной «маховой» резьбы приемами крупных срезов плоскостей с сохранением резких углов и граней. В резном промысле существовало две группы изделий: большеразмерные фигуры дам, кавалеров, коней в упряжках, которые отличались завершенностью объемов, умением мастеров несколькими точными порезками выявить характерность создаваемого образа, усилив его росписью в мажорной цветовой гамме; далее следовал недорогой «щепной» товар – выразительные, с лаконичной трактовкой деталей фигурки животных, птиц, солдатиков, монахов, горожан, военных и др. С 1860-х годов одной из самых популярных была столярно-токарная наборная игрушка «Троице-Сергиева лавра». В небольшой ящик укладывались объемные узнаваемые изображения соборов, церквей, колокольни, стен и башен, из которых, по прилагаемому к набору плану, собирался весь архитектурный ансамбль.
С середины XIX века наибольшее распространение получают недорогие игрушки из папье-маше и мастики с незатейливым движением, звуковым сопровождением – «писком». Они привлекали внимание покупателей занимательностью, повествовательной характеристикой образов и сюжетов, подчеркнутой декоративностью. Основой для их создания служили деревянные модели – «болвашки», характер резьбы которых приближался к монолитной круглой скульптуре с выделенными четкими, плавными рельефными деталями. Болвашки обклеивали несколькими слоями бумаги, просушивали, затем разрезали бумажную форму на две части и склеивали. Поверхность готовой заготовки грунтовали, окрашивали, расписывали яркими красками и лакировали. Богатый ассортимент игрушечного товара из папье-маше состоял: из фигур кормилиц, военных, неваляшек, животных, птиц, игрушек сюжетного характера по мотивам народных лубков. Особым спросом покупателей пользовались кони сказочного вида, насчитавшие более двадцати разновидностей.
К концу XIX в. наплыв на рынок дешевых заграничных товаров машинного производства привел к быстрому исчезновению отдельных видов игрушек, снижению их художественного уровня. Особый размах в этот период получила деятельность Московского губернского земства по поддержке угасавших промыслов.
По инициативе земства в городе были открыты «Учебная игрушечная мастерская» (1891–1913) и «Художественно-столярная и резная по дереву мастерская Московского губернского земства в Сергиевском Посаде» (1903–1917). В основе деятельности мастерских лежали идеи возрождения традиций национального искусства в русле стилевой направленности художественного процесса тех лет. Благодаря стараниям земства в городе и близлежащей округе зародились промыслы по созданию кукол с головками из папье-маше и фарфора в «этнографических» костюмах, токарных кукол-матрешек, выжигания и росписи по дереву, столярно-резного производства.
В 1904 г. земство выкупило часть богатого ассортимента образцов игрушек московской мастерской А.И. и М.А. Мамонтовых, которая работала при магазине «Детское воспитание». Местные мастера быстро освоили изготовление деревянных наборов кукольной посуды, старинных построек, форм для игры в песок, и, получившую впоследствии всемирную известность, токарную матрешку.
В Сергиевом Посаде кукла-матрешка получила свое второе массовое «рождение». Достаточно быстро появилось большое количество вариантов росписи куклы, которая воплощалась в образы крестьянок, бояр, былинных героев, исторических и литературных персонажей. Помимо земских мастерских в городе насчитывалось около 40 частных мастерских, в которых, наряду с другими изделиями, расписывали матрешки.
В 1920-е годы, в результате коллективных творческих исканий художников и мастеров, окончательно сложился промысловый образец сергиево-посадской матрешки. В его основу легло художественно-образное решение первых матрешек мастерской «Детское воспитание». Однако сам образ русской крестьянки с петухом, корзинкой или платком в руках стал более обобщенным, открытым. Форма игрушки приобрела устойчивость, весомость в соотношении пропорций ширины к высоте как 1:2. Изысканная цветовая гамма, тонкий рисунок первых образцов матрешек сменились яркими контрастными цветами с черной контурной наводкой и узорами из условных растительных мотивов, выполненных живым мазком.
В 1929 г. на базе артелей и мастерских города была создана единая «Сергиевская кустарно-промышленная артель», которая через год, в связи с переименованием города, получила название «Загорской», а немного позднее к названию добавилось: «имени Рабочее - Крестьянской Красной Армии». В ассортименте преобладали образцы работ земских мастерских: матрешки, бирюльки, токарные наборы для игры в песок, игрушки из папье-маше, куклы, шкатулки, коробочки и др. В 1960 г. «Загорская кустарно-промышленная артель имени РККА» была преобразована в «Загорскую фабрику игрушек № 1» (с 2014 г. – ООО «Художественные изделия и игрушки»).
Некоторым особняком от фабричных образцов изделий в городе стояли работы мастеров цеха прикладных изделий Загорской художественно-производственной мастерской Художественного фонда РСФСР, созданной в годы Великой Отечественной войны. Ассортимент состоял из деревянных резных с росписью и выжиганием шкатулок, панно, матрешек, токарных игрушек. В музее хранятся работы 1950-2000-х гг.: А.И. Шишкина, П.П. Березина, М.И. Ушатова, Д.И. Новизенцева и др. Этим изделиям присуще тематическое разнообразие и ярко выраженный авторский стиль исполнения, что сближает их с работами «земского» периода промыслов. Новым видом изделия в 1970-е годы стала знаменитая большеразмерная матрешка-футляр «Богатырь» в образе русского воина со съемными деталями в виде старинных копья и щита, созданная по эскизу А.В. Власова токарем М.И. Ушатовым.
С сергиево-посадским игрушечным промыслом неразрывно связано производство игрушек в селе Богородское, расположенным недалеко от Сергиева Посада. По свидетельству историка промысла XIX века В.С. Пругавина богородские резчики в первой половине столетия выполняли игрушки только «самой грубой, несовершенной конструкции», которые не получали на месте «окончательной отделки, а шли под краску в Троицкий Посад где им придавали более совершенный вид и затем пускали в продажу». К середине XIX столетия центр по изготовлению деревянных резных игрушек постепенно переместился из Сергиева Посада в Богородское. В результате взаимного творческого обогащения мастеров, здесь сложились основные приёмы обработки материала, устойчивый круг тем и сюжетов, отражающих образные представления мастеров об окружающем мире. Богородский художественный стиль вобрал в себя традиции городской и крестьянской игрушки, фарфоровой пластики, книжной иллюстрации и народного лубка.
Классической формой построения богородской игрушки и скульптуры малых форм является треугольник, обусловленный самой формой трехгранной чурки (одной части полена, расколотого вдоль). Инструментами резчику служат богородский нож, набор полукруглых стамесок и топор, которым он начинает работу: делает ее «зарубку», создавая форму фигурки, постепенно уточняя стамесками и ножом детали. Моделирование и отделка формы – заключительный этап. Движения резчика должны были быть уверенными, ловкими, отработанными, что называется «с маху», сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо подготовленных эскизов. Поверхность готовой скульптуры орнаментируют резцом, передавая, таким образом, шерсть медведя, гриву коня или оперенье птицы.
Игрушка «Кузнецы». Начало XX в.
Подчеркивая особенности текстуры древесины, резчики часто оставляют игрушки неокрашенными – «в белье». Для усиления эмоциональной выразительности образов, их занимательности они делают отдельные детали фигур подвижными, укрепляют их на пружинки, используют нехитрые способы создания игрушек с движением в виде кнопок, раздвижных планок и баланса.
Острой наблюдательностью, виртуозностью исполнения отмечены игрушки-скульптуры, посвященные крестьянскому быту и важным событиям современности. Так, военные победы русской армии в ХIX в. принесли в богородскую пластику образы военных, наборы солдатиков, всадников.
Благодаря земству большое распространение на промысле получили заграничные образцы игрушек с движением, которые были удачно адаптированы местными резчиками: знаменитые «кузнецы», «куры на кругу», «медведи-дергуны», разводы» «пастух со своим стадом» и др.
Игрушка-развод «Хозяйство». 1938 г.
Качественный новый виток в развитии промысла наступил в 1960-1970-е годы в связи с оживлением общественного интереса к историческому прошлому страны, народной культуре. Мастера целенаправленно обращаются к приемам традиционной богородской резьбы в ее жанровых разновидностях, опираясь в своих поисках на сюжеты и образы русской истории и фольклора. Эти традиции сохраняются и в настоящее время. О развитии промысла свидетельствует тематическое разнообразие ассортимента изделий. Процесс возвращения в жизнь крашеной резной игрушки и скульптуры был начат молодыми, творчески одаренными мастерами, работы которых хранятся в собрании музея: С.Н. Уласевич, О.И. Михайлова, С.А. Паутова и др.
В музейном собрании хранится коллекция деревянных игрушек Нижегородской области, производство которых было сосредоточено в Городецком, Семеновском и Вознесенском, Чекаловском районах. «Топорная» - рубленная топором игрушка с большим мастерством расписывалась мастерами из большого торгового села Василева Слобода Балахнинского уезда, расположенного на правом берегу Волги (в 1937 г. село было переименовано в г. Чекаловск). В начале ХХ столетия излюбленным персонажем народных художников был конь. Как правило, он украшался яркой, свободной кистевой росписью по красному, желтому, лиловому или черному фону. В музее хранятся произведения Е.С. Игнатьева, одного из ведущих мастеров промысла.
Прославленным городецким мастером 1930-х годов заслуженно считается И.А. Мазин. Его резные куклы-скульптуры с подчеркнуто декоративной росписью имеют выразительную, ясную пластическую форму, при которой объем решен обобщенно и намечен только сзади, передняя же сторона оставлена плоской. И. Мазин создал целую галерею знакомых ему, образно-ассоциативных персонажей. В их числе, как оставшиеся от «старого», дореволюционного времени няньки с детьми, деловитые, строгие купцы - староверы, так и пионеры в красных галстуках с транспарантами в руках, всадники-буденовцы, олицетворяющие новое, советское время. Любимыми героями его произведений являлись также забавные петухи с ярким оперением, гуси, собаки и кошки.
В музее хранится небольшая коллекция токарных расписных игрушек из села Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области: «тарарушек» - грибков, каталок, птичек-свистулек, матрешек и много другого Нижегородской области. Промысел, сформировавшийся в первой половине XX века, продолжает занимать важное место в современном народном искусстве.
В росписи игрушек мастера используют разнообразные приемы, которые имеют устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» - предварительное наведение рисунка черной тушью и последующая заливка плоскостей цветом; «цветы без наводки» или «травки» - роспись, при которой рисунок выписывается по фону без линейного контура; «пестрение» - кистевая роспись линейными мазками или точками. Росписи выполняются анилиновыми красителями малинового, желтого, синего цвета по предварительно нанесенному крахмальному грунту. Быстрый, легкий росчерк металлического пера черной тушью и уверенный, выразительный, свободный мазок кистью позволяют создавать разнообразные по формам и очертаниям, но единые по ритмическому строю гармоничные композиции. Их основу составляют фантазийные растительные узоры из цветов, листьев, ягод, яблок и пейзажи с деревенскими домиками.
Зав. отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Горожанина Светлана Валентиновна.