Печатная графика XVIII-ХIХ вв.
В Сергиево-Посадском музее хранится небольшая коллекция русской и западно-европейской гравюры, включающая произведения, начиная с XVII в. и кончая предреволюционным десятилетием XX в. Основу графической коллекции составляют гравюры, литографии и рисунки, происходящие из иконописной и литографской мастерских, а также из различных покоев Троице-Сергиевой лавры, скитов и монастырей, находившихся вблизи обители. В годы деятельности музея коллекция пополнилась различными памятниками, поступавшими и от учреждений культуры, и от частных лиц. В 1930 г. в коллекцию графики были включены печатные и рисованные экспонаты поступившей в Загорский историко-художественный музей разнообразной коллекции частного музея профессора А.А. Александрова.
Значительная часть произведений представляет литографскую мастерскую Троице-Сергиевой лавры, работавшую с 1843 по 1910 гг. В ее издательской программе можно выделить несколько тем: образ Сергия Радонежского, историко-археологическая и историко-хронологическая темы, образ Лавры и монастырская ведута, иконный образ. Образ преподобного Сергия Радонежского, который в XIX веке начал широко разрабатываться в графике, стал главной темой в деятельности литографской мастерской Троице-Сергиевой лавры.
Важнейшей среди изданий о преподобном Сергии стала серия картин «Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского», выходившая на протяжении десятков лет, вплоть до закрытия мастерской. Картины о жизни первого игумена Троицкой обители стали новым решением традиционного образа святого. Сюжеты отбирали из литературного жития, комментарий из которого сопровождал каждый лист. В серийном решении житийной темы произошло сочетание приемов разных уровней изобразительной культуры: светской академической картины, изданий для народа, традиционных иконописных образов. Для создания эффекта картинности литографий усилен бытовой аспект трактовки сюжетов.
Среди разнообразия сюжетных тем, использовавшихся в творческой работе мастеров литографской мастерской Троице-Сергиевой лавры, значительное место занимала историческая тематика. Наиболее популярны были литографированные картины, показывающие знаменитое «троицкое сидение» 1608 – 1610 гг., которые начали выпускать в 1850 году. В соответствии с понятием исторической героики сюжеты черпали из «Сказания Авраамия Палицына» об осаде Троицкого монастыря в Смутное время.
В 1865 – 1867 гг. вся серия была заново литографирована. Отбор сюжетов был направлен не только на раскрытие героических событий («Приступ 13 октября» «Вылазка за дровами»), но и событий, связанных с чудесными явлениями спасения и защиты благодаря вмешательству небесных сил («Освящение стен», «Вылазка 9 ноября», «Вылазка за скотом»).
Портретная гравюра
В музее хранятся 11 портретных гравюр, изданных знаменитым коллекционером 2-ой половины XVIII в. князем Александром Михайловичем Белосельским-Белозерским, и подаренных им в 1790 или в начале 1791 года Московскому митрополиту и священноархимандриту Троице-Сергиевой лавры Платону (Левшину). В конце XVIII в. в небольшом архиерейском доме в Спасо-Вифанском монастыре, расположенном вблизи Лавры и основанном Московским митрополитом Платоном Левшиным, была размещена личная коллекция иерарха, собранная, по всей видимости, из тех подарков, которые преподносились ему почитателями. Коллекция включала и гравюры, которых насчитывалось 47 листов русских и западноевропейских мастеров.
Гравированные портреты великокняжеской семьи Павла Петровича, Петра I, Екатерины II и русских исторических деятелей, располагались в парадном зале, гостиной и спальне. Вышеупомянутые 11 гравюр отражают особенности метода исторического гравированного портрета, в основе которого лежит образец, как правило, живописный или миниатюрный. Портреты исторических деятелей гравировались с более ранних оригиналов. За основу нередко брались различные картины, хранящиеся в европейских музеях.
Старые гравировальные доски использованы в листах с изображениями Нестора, князя Ярослава Мудрого, Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого, княгини Ольги, и композиции «Обручение царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной». В основе портрета Аники Строганова лежит картина Дж.Б. Пьяцетты «Юный знаменосец» 1720 – 1725 годах, находящаяся в Дрезденской картинной галерее и гравированная в мастерской Л. Цукки. В оригинальную доску внесена надпись на знамени – «Сибирь 1578», лицо «состарено» награвировкой бороды и усов.
Методом повторной перегравировки старых досок были выполнены портреты киевской княгини Ольги, князя Ярослава Мудрого и его дочери Анны, хотя на них указаны имена немецких граверов. В портрете Ярослава Мудрого, бросается в глаза полная компилятивность композиции, предметов интерьера и изображенного лица. Можно предположить, что Х.Ф. Спринк перегравировывал доску пока неизвестного королевского портрета более раннего времени.
Образцами для гравирования «Портрета князя А.Я. Хилкова» послужили живописные портреты, на которых Хилков изображен в длинном парике со спускающимися на спину и плечи локонами, с кружевной косынкой-жабо и в мантии. В гравированном портрете больше динамики благодаря более резкому развороту торса и головы. Авторским является портрет князя Я.Ф. Долгорукова – без имени мастера.
К авторским гравюрам следует так же отнести портреты Петра I и М.В. Ломоносова, портрет патриарха Филарета Никитича Романова, и портрет владельца этой маленькой коллекции Московского митрополита Платона Левшина. В основе этих оригинальных изображений – традиционные методы создания исторического портрета. Портрет Петра I с посвящением Великому князю Александру Павловичу «А.К. Белосельским» – одна из лучших работ Иоганна-Фридриха-Морица Шрейера. Портрет Михаила Васильевича Ломоносова создавался на основе двух образцов. В композиции сидящего за столом ученого была использована схема портрета французского поэта Ж.Б. Руссо, гравированного И. Доле, по оригиналу И. Аведа.
По заказу князя Белосельского-Белозерского гравировался и портрет патриарха Филарета Романова, выполненный Иоганном Готлибом Зейфертом (1761 – 1824), который в 1780-х годах работал в Дрездене. Включен в эту серию исторических портретов и прижизненный портрет митрополита Платона, решенный как портрет-аллегория, в котором медальон с изображением окружен аллегорическими фигурами. Он выполнен, вероятно, двумя мастерами — туринским гравером Л. Вальпергом и дрезденским гравером Ф. Улеманом, обычно создававшим аллегории.
Виды русских монастырей в гравюре и литографии
Среди многообразия произведений печатной графики можно выделить особую, связанную с ведутой, то есть видом того или иного архитектурного ансамбля снятым с натуры и доработанным в мастерской. В ведуте же есть и более узкое направление – изображение монастырского ансамбля. В большей части это гравюры, литографии и хромолитографии XIX в. Гравюры с видами монастырей в первую очередь появились в результате паломничества по Святым местам.
В начале XVIII в. Троице-Сергиев монастырь выступил заказчиком нескольких гравюр. Московский гравер Иван Федорович Зубов, младший брат известного петербургского гравера Алексея Зубова, вырезал по заказу архимандрита Варлаама (Высоцкого) на медных досках две иконы – «Вид Троице-Сергиева монастыря и преподобные Сергий и Никон Радонежские» (ил. 1) и «Преподобный Сергий Радонежский». Известно несколько гравюр с видом Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря на Белом озере, созданных разными художниками. Лаврская коллекция включала и гравюры, хранившиеся в 60-е годы XVIII в. в Архимандричьем доме, где были размещены печатные иконы и парсуны, в том числе сохранившаяся большая гравюра Дмитрия Пастухова «Св. Зосима и Саваттий Соловецкие Чудотворцы с видом монастыря» (ил. 3). Вид Спасо-Андронникова монастыря на Рогожской (ил. 2) включен в состав серии московских ведут, гравированных офортом и раскрашенных акварелью в 1780 – 1790-х года итальянским архитектором Франческо Кампорези, более сорока лет прожившего в России и трудившегося в древней столице.
В первой половине ХIX в. в области видового искусства работали выпускники ландшафтного класса Академии художеств. К плеяде крупных граверов принадлежали А.Г. Ухтомский, И.В. Ческий, С.Ф. Галактионов, И.Д. Телегин. Наибольшую ценность имеют несколько монастырских видов, происходящих из коллекции литографской мастерской Лавры. К 1812 г. относится вид Коневского Рождественского монастыря (ил. 4), выполненный академиком И.В. Ческим по рисунку живописца и рисовальщика Г.С. Сергеева. Гравюра отличается виртуозностью работы резцом и относится к раннему периоду творчества разностороннего художника, в то же время являясь наиболее ранним памятником графического искусства среди ведут XIX в. в музейном собрании.
Крупнейший гравер первой половины XIX века А.Г. Ухтомский, чей жизненный и творческий путь которого связан с Академией художеств, несколько раз выполнял монастырские заказы для подношения высоким особам. Особенно эффектны виды Югской Дорофеевской (ил. 5) и Саровской пустынь (ил. 6), отпечатанные в большой лист. Обширные панорамы в работах А.Г. Ухтомского отличает глубокое уравновешенное пространство, в котором на границе земного и небесного, в тишине уединения предстает монастырский ансамбль.
Более десяти монастырских видов можно насчитать в творческом наследии гравера Александра Афанасьева (ил. 7), работавшего в первой половине XIX века. Многие мастера работали над монастырскими видами лишь однажды. Среди них – С. Милославский, изобразивший Саввино-Сторожевский монастырь (ил. 8). В целом их ведуты представляют широкую панораму православной Руси, в культуре которой монастырский пейзаж был одной из важных частей национальной ландшафта.
С освоением литографии активизировалась издательская деятельность. Многие мастерские включали в свои издания монастырские виды. Николаевский монастырь Харьковской губернии (ил. 9) был литографирован И.И. Старченковым в мастерской Троице-Сергиевой Лавры в 1866 году. Архитектурный ансамбль в стиле неоготика предстает как небесное виденье, открывшееся путнику в дали ровного пространства степи.
Наиболее существенная проблема литографированных видов – определение авторства. Как правило, имена мастеров проставлены в надписях лишь изредка. Их имена помогают восстановить архивы цензурных комитетов. В 40-е годы XIX века в типографии П. Поля-Пети была издана большая литография с видом Ахтырского Троицкого монастыря в Харьковской губернии (ил. 10). Ее литографировал Василий Барвитов, создав образ единого Божьего мира, в котором Божественный свет объединяет обитель горнего мира с миром земным.
Известный Валаамский Спасо-Преображенский монастырь и Всехсвятский скит при нем (ил. 12) были отлитографированы крупным мастером П. Борелем и изданы в печатне В. Дарленга в 1850 году по случаю открытия пароходного сообщения с дальним островом Ладожского озера. Поражает величием вид Успенской Святогорской пустыни в Харьковской губернии (ил. 11), изданный П. Полем-Пети в 1851 году в пользу монастыря. Автор этого листа неизвестен.
Огромное количество листов выпускалось мелкими частными печатнями. В таких мастерских издавались виды, рисованные И. Балашовым, П. Борелем, И. Селезнёвым и множеством безымянных гравёров. Накануне 200-летия со дня основания Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, сооруженного патриархом Никоном как Российский Иерусалим, в 1852 – 1854 годах виды обители выполнили рисовальщик Дмитрий Струков и литограф Александр Скино.
Многочисленны изображения Троице-Сергиевой Лавры. Над видами обители преподобного Сергия Радонежского работали не только в России. Альбомы, в которые помещали отдельные виды Лавры или которые целиком посвящали ей, издавались и в Париже. Широко известен вид, литографированный Л.П.А. Бишебуа (ил. 14). Самый большой комплекс ведут Троице-Сергиевой Лавры и окрестностей выполнен в ее литографской мастерской. Сейчас известны некоторые имена рисовальщиков, участвовавших в исполнении этих листов. М. Гадалов работал над отдельными видами и обители, и скитов в 1849 – 1861 годах (ил. 13, 16). Большую часть монастырских видов, как Лавры, так и других российских обителей, выполнил И.И. Старченков (ил. 15), который трудился в мастерской в 1861 – 1883 годах.
Литографская мастерская Троице-Сергиевой Лавры выпустила ведуты более сорока монастырей. Виды Святой горы Афон и Русского Андреевского скита на этой горе (ил. 17) и многих других передавали изображения знаменитых, почитаемых, а сейчас иногда забытых и даже разрушенных монастырских ансамблей России.
В Москве была хорошо известна мастерская А.И. Абдуловской. В 1873 году она издала литографию с видом знаменитого Донского монастыря в Москве (ил. 18), который зарисован очень тщательно и показан с высокой точки зрения по схеме изобразительного перспективного плана.