Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Золотое и серебряное дело IX-XVII веков

Коллекция драгоценного художественного металла является самой крупной в составе средневекового собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Она отличается разнообразием и включает предметы церковной и светской утвари, образцы пластики малых форм, оклады икон и книг; серебряные и золотые пластины (дробницы), декорирующие произведения, выполненные из других материалов.

Украшенные лицевыми и сюжетными изображениями, орнаментами, зачастую дополненные жемчугом и самоцветами драгоценные изделия в совокупности дают представления об идеалах красоты, культивировавшихся на Руси, знакомят с мастерством златокузнецов и серебряников XI–XVII веков, напоминают об исторических событиях и значимых персонах прошлого.

Основу коллекции составляют предметы, поступившие в музей в 1920 году из Троице-Сергиевой лавры. Совсем небольшую группу образуют изделия, полученные из разных источников в более поздний период.

Ценнейшая часть коллекции – немногочисленные памятники XIV века.

Среди московских произведений выделяется наперсный крест-мощевик с подписью мастера Семена Золотилова, возможно, входивший в состав убора великого князя Дмитрия Ивановича Донского.

Cеребряный потир, вложенный в Троицкую обитель боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1595 году, относятся к наиболее ранним предметам церковной утвари, имеющимся в собрании музея. Основание потира с резными изображениями виноградной лозы и листьев смоковницы является работой европейского мастера и имеет близкие аналогии среди памятников готического искусства XIV века. Гравированное изображение Деисуса на серебряной чаше представляет собой один из лучших образцов московского искусства конца XIV – первой четверти XV века, времени Андрея Рублева.



Наглядное представление о разнообразии техник, используемых русскими серебряниками уже в древности, дают памятники XV века, дошедшие до наших дней в достаточно большом количестве.

Прекрасными примерами миниатюрного литья XV века являются ковчег-мощевик, принадлежавший семье радонежского князя Андрея Владимировича, двустворчатая панагия, связываемая исследователями с игуменом Троице-Сергиева монастыря преподобным Никоном Радонежским, а также оклад Евангелия, происходящего из Николо-Пешношского монастыря. 


Редким образцом использования чеканных накладных фигур служит кадило в виде одноглавого храма, сделанное «замышлением» преподобного Никона Радонежского в 1405 году.

С древней техникой выемчатой эмали знакомят круглые серебряные дробницы с поясными изображениями святых, входящие в настоящее время в состав епитрахили XVII века. Высочайшего уровня в XV веке в Москве достигло искусство резьбы по металлу. Великолепного рисунка Деисус расположен на чаше потира, являющегося, по мнению ряда исследователей, первым драгоценным литургическим сосудом Троице-Сергиева монастыря.

Подлинный шедевр искусства гравировки последней трети XV века – двустворчатая серебряная панагия с изображением на внешних створках Спасителя на престоле и Николая Чудотворца, а на внутренних – Богоматери «Воплощение» и Святой Троицы. Все композиции выполнены контурным рисунком, создающим впечатление воздушности пространственной среды.

К памятникам конца XV века принадлежит серебряный наперсный крест с изображением на лицевой стороне Распятия, а на оборотной – Богоматери «Оранта». Изящный рисунок фигур, тонкие уверенные линии позволяют предположить работу мастера круга Дионисия. 



XV век – время расцвета московской скани, характеризующейся техническим совершенством и типичным узором в виде спиралевидных завитков, обрамленных мелкими петельками.

Золотая ажурная полоса такого орнамента украшает край чаши потира, вложенного в Троице-Сергиев монастырь великим князем Василием II Темным в 1439 году. Сложная и виртуозная техника свидетельствует о знакомстве мастера Ивана Фомина с лучшими образцами византийского ювелирного искусства.

Такие же крутые спиралевидные завитки украшают и ковчег-мощевик, изготовленный в 1463 году по заказу игумена Троицкого монастыря Вассиана, предположительно, иноком обители Амвросием. Отличительной особенностью рисунка скани этого памятника является его несимметричный характер.

 От XV века сохранилось всего несколько предметов светской посуды. Лишенные яркого декора эти сосуды, привлекают внимание, прежде всего, красотой силуэта, идеальными пропорциями и мягким мерцанием гладкого металла, сохранившим следы ручной ковки.

Несомненным украшением коллекции музея являются два серебряных ладьевидных ковша новгородского и московского производства. Первый из них принадлежал новгородскому посаднику Григорию Кирилловичу, а второй – московскому боярину Петру Михайловичу Плещееву.


Драгоценный художественный металл XVI века представлен в собрании музея достаточно широко. Самые эффектные произведения являются вкладами в Троице-Сергиев монастырь царя Ивана Грозного и его ближайшего окружения. 



Для лучших изделий этого времени, вышедших из мастерских Московского Кремля, характерен высочайший уровень исполнения, а также сочетание в одном памятнике нескольких приемов обработки и декора металла. В стилистике многих произведений (прежде всего, в орнаментике) сказывается влияние европейского ренессансного искусства.

Интересным образцом скани второй половины XVI века, знакомящим с новгородскими особенностями этой ювелирной техники, является оклад трехстворчатого складня с изображением на среднике Богоматери «Петровская», а по сторонам митрополитов Петра и Алексия.


Второй половиной XVI века датируются самые ранние из имеющихся в музейном собрании чарки и братины. Большая историческая ценность этих сосудов заключается в наличии владельческих надписей на них. Среди владельцев значатся троицкий келарь Евстафий Головкин, княгиня Мария (Марфа) Владимировна Старицкая, царь Иван IV Грозный и его сын царевич Федор Иванович. 


В произведениях художественного металла конца XVI – начала XVII века отчетливо прослеживается характерное для этого времени стремление к подчеркнутой роскоши. Нагляднее всего эта тенденция проявилась в уборе оклада иконы "Святая Троица" письма Андрея Рублева, созданного по заказу Бориса Годунова в 1599 году.

Особое место среди произведений этого периода занимают предметы с виртуозно исполненными в технике черни изображениями и орнаментами. Большинство изделий подобного типа, имеющиеся в коллекции музея, изготовлены в царских мастерских, возможно, при участии иностранных специалистов.

О знакомстве придворных серебряников и златокузнецов с современными им образцами западноевропейского искусства свидетельствуют нетипичные для Руси форма, структура и чеканный декор большого напольного подсвечника, вложенного Борисом Годуновым в Троице-Сергиев монастырь в 1601 году.



Художественный металл XVII века отличается повышенной красочностью и декоративностью.

В мастерских Оружейной палаты Московского Кремля в это время работали выдающиеся ювелиры, выполнявшие заказы не только царской семьи, но и представителей знати.

Мастер Андрей Малов сделал золотой напрестольный крест, предназначавшийся для хранения монастырской реликвии – креста, которым константинопольский патриарх Филофей благословил преподобного Сергия Радонежского. Иван Леонтьев изготовил золотой потир и золотой крест-мощевик, вложенные в Троице-Сергиев монастырь на помин души дьяка Ивана Грамотина. 

Высококлассными, но не оставившими своих имен мастерами, для боярина Богдана Матвеевича Хитрово выполнена золотая иконка с эмалевым изображением преподобного Сергия Радонежского, для великой княжны Ирины Михайловны – золотой крест-мощевик, для князя Бориса Ивановича Репнина – оклад Евангелия, украшенный розовыми турмалинами-камеями.

Все эти произведения служат лучшими образцами искусства чеканки и черни по золоту, гравировки, скани и эмали XVII века.

Своеобразным экспонатом-сокровищницей является митра, данная в Троице-Сергиев монастырь в память о князе Федоре Ивановиче Мстиславском в 1624 г. Ее поверхность сплошь покрыта золотыми дробницами с высокорельефными чеканными изображениями Святой Троицы и святых, драгоценными запонами, самоцветами в золотых кастах. Все детали обнизаны крупным жемчугом. 



Бытовая посуда XVII века сохраняет традиционные формы, но приобретает более нарядный декор. Нередко чеканные и резные орнаменты, изображения различных сцен и диковинных животных покрывают всю поверхность изделия. В этом отношении обращает на себя внимание братина, вложенная в Троице-Сергиев монастырь государевым дьяком Федором Никитичем Апраксиным в 1633 году в память о рано умершем сыне Корнилии.

Для людей XVII века было характерным увлечение предметами из редких природных материалов. Вероятно, это было следствием более широкого познания мира и возможности получить частицу этого мира в свое владение. В собрании Троице-Сергиева монастыря хранились разнообразные бытовые сосуды из редких пород дерева, перламутра, раковин, поделочных камней (яшмы, оникса, сердолика). В ряду многочисленных именных чарок XVII века нельзя не отметить эффектные сосуды, принадлежавшие казначею, а впоследствии келарю Троице-Сергиева монастыря Леонтию Дернову. Абсолютно идентичные по конструкции и оформлению чарки лишь слегка отличаются размером. Их основу составляют выгнутые, плотно подогнанные перламутровые пластины.

Немецкими ремесленниками выполнен кубок, данный в Троицкий монастырь келарем Симоном Азарьиным. Сам сосуд с полупрозрачной халцедоновой чашей в оправе из золоченого серебра датируется серединой XVI века, а крышка с навершием в виде литой мужской фигуры относится к первой половине XVII века.


Г.П.Черкашина