Архитектурная резьба Поволжья
В Сергиево-Посадском музее-заповеднике имеется небольшая высокохудожественная коллекция домовой резьбы, значение которой еще в 1944 году определил большой знаток и исследователь русского народного искусства Н.Н. Соболев: «Наиболее интересной и богатой представляется коллекция народной крестьянской резьбы, главным образом состоящая из архитектурных орнаментов… В этой коллекции имеется даже целая резная изба…». В ее комплектовании принял участие знаменитый исследователь искусства Поволжья М.П. Званцев.
Подавляющее большинство предметов территориально относится к Нижегородской губернии. В целом она дает достаточно полное представление об архитектурном декоре поволжских крестьянских изб XIX века. В ней представлены все виды деталей резных украшений дома: причелины, доски карнизные, торцовые, наличники красных и светелочных окон, воротные и калитные арки, фрагменты карнизных досок.
Особое значение для развития крестьянской архитектуры и декоративного искусства имело широкое распространение судостроения в селениях, расположенных по берегам судоходных рек, и, прежде всего, Волги.
Тесная связь искусства строить и украшать дома подчеркивается уже самими названиями, которые исторически установились за декоративной резьбой. Кроме названия «глухая» резьба, которое говорит о технике исполнения, эту резьбу называли еще «корабельная резь» или «бАрочная» резьба (от названия большого несамоходного судна – барки).
Самой многочисленной в собрании музея является группа карнизных досок. Небольшая их часть сохранилась целиком, а в большинстве своем они представлены частями или небольшими фрагментами. Поскольку карнизные доски занимали одно из главных мест в декоративном убранстве дома, то резьба на них выполнялась особенно тщательно. Нередко народные мастера включали в композицию узора карнизных досок даты.
С середины XIX века широкое распространение в архитектурной резьбе имели изображения мифологических персонажей и животных – русалок, птиц-сирин, львов и т.д. Одним из наиболее любимых персонажей в поволжской архитектурной резьбе был лев. Народные резчики создали целую галерею самых разнообразных и разнохарактерных образов царя зверей.
Доска карнизная. Вторая половина века XIX в.
Фрагмент резной доски. Вторая половина XIX в.
Наличник окна светёлки крестьянской избы. 1890 г.
В коллекции музея также имеется наличник чердачного (слухового) окна в виде резной полукруглой арочки в обрамлении выходящих из нее лучей. Он выполнен в конце XIX века и типичен для южных районов Нижегородской губ. В его резьбе уже полностью отсутствуют традиции поволжской «глухой» резьбы, каждый лучик выпилен отдельно и прикреплен к арочке.
Наличник чердачного окна. 1890-1900-е гг.
Арка калитная. Середина XIX века.
Особую ценность представляет хранящийся в музее комплект резных украшений с фасада крестьянской избы из д. Малые Вишенки Кстовского района Нижегородской области, выполненный мастером Михаилом Малышевым. Это единственное в собрании музея подписное произведение. Вызывает восхищение совершенство и виртуозность техники резьбы, мастерство в построении композиции. Каждой архитектурной детали, в зависимости от места ее расположения на фасаде и назначения, резчик нашел свой неповторимый рисунок узора и свою композицию.
По материалам каталога: Зайцева Л.М. Архитектурная резьба Поволжья - Научный архив СПГИХМЗ.