Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Архитектурная резьба Поволжья

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике имеется небольшая высокохудожественная коллекция домовой резьбы, значение которой еще в 1944 году определил большой знаток и исследователь русского народного искусства Н.Н. Соболев: «Наиболее интересной и богатой представляется коллекция народной крестьянской резьбы, главным образом состоящая из архитектурных орнаментов… В этой коллекции имеется даже целая резная изба…». В ее комплектовании принял участие знаменитый исследователь искусства Поволжья М.П. Званцев.
Подавляющее большинство предметов территориально относится к Нижегородской губернии. В целом она дает достаточно полное представление об архитектурном декоре поволжских крестьянских изб XIX века. В ней представлены все виды деталей резных украшений дома: причелины, доски карнизные, торцовые, наличники красных и светелочных окон, воротные и калитные арки, фрагменты карнизных досок.


Доска карнизная. 1860-е гг.


Особое значение для развития крестьянской архитектуры и декоративного искусства имело широкое распространение судостроения в селениях, расположенных по берегам судоходных рек, и, прежде всего, Волги.

Тесная связь искусства строить и украшать дома подчеркивается уже самими названиями, которые исторически установились за декоративной резьбой. Кроме названия «глухая» резьба, которое говорит о технике исполнения, эту резьбу называли еще «корабельная резь» или «бАрочная» резьба (от названия большого несамоходного судна – барки).

Самой многочисленной в собрании музея является группа карнизных досок. Небольшая их часть сохранилась целиком, а в большинстве своем они представлены частями или небольшими фрагментами. Поскольку карнизные доски занимали одно из главных мест в декоративном убранстве дома, то резьба на них выполнялась особенно тщательно. Нередко народные мастера включали в композицию узора карнизных досок даты.

  
Доска карнизная. 1860-е гг.


Доска карнизная. 1860-е гг.

С середины XIX века широкое распространение в архитектурной резьбе имели изображения мифологических персонажей и животных – русалок, птиц-сирин, львов и т.д. Одним из наиболее любимых персонажей в поволжской архитектурной резьбе был лев. Народные резчики создали целую галерею самых разнообразных и разнохарактерных образов царя зверей.

    
Доска карнизная. Вторая половина века XIX в.

  
Фрагмент резной доски. Вторая половина XIX в.

Значительное место в резном декоре поволжских крестьянских изб занимали наличники красных и светелочных окон. Красные окна, обрамленные наличниками с пышной рельефной резьбой, составляли сплошной декоративный фриз, как бы опоясывающий деревянный дом. Не менее нарядно, чем наличники красных окон, украшались пышной резьбой и окна светелок.

 
Наличник окна светёлки крестьянской избы. 1890 г.

В коллекции музея также имеется наличник чердачного (слухового) окна в виде резной полукруглой арочки в обрамлении выходящих из нее лучей. Он выполнен в конце XIX века и типичен для южных районов Нижегородской губ. В его резьбе уже полностью отсутствуют традиции поволжской «глухой» резьбы, каждый лучик выпилен отдельно и прикреплен к арочке.


Наличник чердачного окна. 1890-1900-е гг.

Большое значение придавали народные мастера декоративному убранству ворот и калиток. Как правило, дворы крестьянских поволжских изб были крытые, чаще односкатные, иногда двухскатные и располагались в одну линию с фасадом дома параллельно улице. Воротные и калитные проемы закрывались полукружиями арок, большими и малыми, в зависимости от назначения. В музейной коллекции поволжской архитектурной резьбы имеется 2 калитные и 2 воротные арки.


Арка калитная. Середина XIX века.

Особую ценность представляет хранящийся в музее комплект резных украшений с фасада крестьянской избы из д. Малые Вишенки Кстовского района Нижегородской области, выполненный мастером Михаилом Малышевым. Это единственное в собрании музея подписное произведение. Вызывает восхищение совершенство и виртуозность техники резьбы, мастерство в построении композиции. Каждой архитектурной детали, в зависимости от места ее расположения на фасаде и назначения, резчик нашел свой неповторимый рисунок узора и свою композицию.



Фронтон дома. 1882 г.

По материалам каталога: Зайцева Л.М. Архитектурная резьба Поволжья - Научный архив СПГИХМЗ.