Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Золото-серебряное кружево XVII-начала XX в.

На протяжении нескольких столетий золото-серебряное кружево наряду с жемчужным и золотным шитьем, вышивкой и ткачеством активно использовалось в украшении предметов светского быта и церковного культа. Коллекция золото-серебряного кружева Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывает около 150 единиц хранения. В нее входят образцы мерного кружева и предметы церковного культа, в декоративном убранстве которых наряду с золотным и жемчужным шитьем немалую роль играло кружево, плетенное из золотных и серебряных нитей. Часть коллекции составляют вклады в Троице-Сергиев монастырь.

Золото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. Этот своеобразный вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Западной Европы. На всем протяжении XVII и в первой половине XVIII века кружево ввозилось в Россию в больших количествах, причем не только готовые изделия, но и высококачественные золотные и серебряные нити, которые использовались мастерицами в шитье и кружевоплетении. Любовь к золото-серебряному кружеву и его широкое распространение на Руси, особенно в XVII веке, объясняется прежде всего тем, что оно по своим декоративным качествам прекрасно гармонировало с крупноузорными тяжелыми тканями, бытовавшими в то время, со свободным покроем одежд и с великолепным жемчужным и золотным шитьем, достигшим расцвета в XVII столетии. Золото-серебряным кружевом богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье, облачение духовенства, разнообразные предметы светского и церковного обихода, а в XVIII веке оно активно проникает и в народный быт.



О том, насколько широко золото-серебряное кружево применялось в церковном обиходе, свидетельствуют Описи Троице-Сергиева монастыря XVII— начала XX века. Так, в самой ранней из сохранившихся монастырской Описи 1641 года значится 15 произведений с кружевом, в том числе находившиеся в ризнице «четыре покрова бархат червчат гладкой, а на них кресты низаны жемчугом кафимским в одну прядь, а около жемчугу веревочка делана канителью. По краям нашиты кружева золотные плетены. Дача царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси». В Описи 1735 года упомянуто около 30 произведений с кружевом, в Описи 1756 года — более 50 и т.д.  

  Центрами кружевоплетения могли быть боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри, в которых трудились талантливые мастерицы. Самые ранние из произведений золото-серебряного кружева в собрании музея относятся ко второй половине — концу XVII века. Излюбленными в золото-серебряном кружевоплетении XVII века были мотивы гвоздики и тюльпана — типичные для орнаментики всего русского и западноевропейского искусства данного столетия. Наиболее характерны эти мотивы для кружева фламандского типа. Кружево с изображениями гвоздики и тюльпана составляет одну из основных групп узоров в собрании музея.

Наиболее полно в собрании музея представлены образцы кружева XVIII века. Конкретными данными о центрах золото-серебряного кружевоплетения того времени мы, к сожалению, не располагаем. Можно лишь предполагать, что этим промыслом продолжали заниматься в царских мастерских, женских монастырях и купеческих семьях.

В XVIII веке в связи с распространением европейского костюма золото-серебряное кружево начинает постепенно исчезать из дворянского быта, а во второй половине столетия полностью вытесняется очень модным в Европе тонким нитяным кружевом. Однако в это же время золото-серебряное кружево широко используется в украшении предметов церковного обихода. Мотивы гвоздики и тюльпана встречаться в кружевах с XVIII века, как например, на фелони малиновой парчи с крупным серебристым цветочным узором. В начале XVIII века возникают и развиваются различные композиции русского аграманта. Наиболее характерными для аграманта первой половины XVIII века были растительно-геометрические орнаменты. Такие орнаментальные элементы, как «вилюшка», зубцы-фестоны, «сетка», веерообразные мотивы получили дальнейшее развитие в нитяном кружевоплетении XVIII—XIX веков.

Растительно-геометрические орнаменты второй половины — конца XVIII века отличаются предельной композиционной насыщенностью, но в то же время строгой ритмичностью и ясностью построения. С середины ХVIII века в золото-серебряное кружево стала добавляться цветная бить (синяя, красная, зеленая), что значительно повысило декоративный эффект. Этот прием характерен только для русского металлического кружевоплетения с его стремлением к красочности. Появляется так называемое кружево-сетка. Как например сулок среброзолочёной сетки с монограммой митрополита Платона. По краям сулка идёт серебристая бахрома. 

Особую группу в собрании музея составляет кружево XVIII века западно-европейского происхождения, получившее в России название «подышпаны» (или «подишпаны») от французского «point d'Espagne». Стоившее очень дорого, это кружево было доступно только представителям привилегированных сословий, в среде которых пользовалось большой популярностью. «Подышпаны» представляют собой кружево-гипюр, выполненное из очень тонкого золотного, серебряного шнурка либо пряденой нити в сцепной технике. Предназначались они, как правило, для украшения женских платьев и шляпок, мужских камзолов.

В собрании музея с отделкой «подышпанами» представлены исключительно предметы церковного обихода. Оно украшает пелену красного атласа с жемчужным Голгофским крестом и орнаментальной каймой, вложенную в Троице-Сергиев монастырь в 1638 году по думном дьяке И.Т.Грамотине. Кружево, пришитое, вероятно, в первой половине XVIII века, не нарушило композиционной целостности произведения. Кружевом-гипюром обшит также представленный покровец европейского шитья из розового атласа.



Ризы и стихари с французскими «подышпанами» в середине XVIII века хранились в архимандричьей ризнице Троице-Сергиева монастыря. Там же находилась и сохранившаяся до наших дней парчовая палица, украшенная кружевом аналогичного типа с узором, состоящим из тонкого волокнистого стебля с отходящими от него четырехлепестковыми цветами.

В XVIII веке золото-серебряное кружево активно проникает в народный быт. В коллекции музея имеется два произведения народного искусства конца XVIII— начала XIX века с золотным кружевом. В 1842 году генеральшей Глазовой были вложены в Троице-Сергиев монастырь воздух и два покровца золотной сетки, положенной на подкладку лилового шелка. Большинство произведений из сетки в собрании музея датируется XIX веком, среди них нередки целые комплекты предметов церковного культа.

В XIX веке очень популярной становится вышивка крестом, гладью, разноцветной синелью. Нередко сочетание этих техник с золото-серебряными сетками. Так, игуменьей Спасобородинского монастыря Марией Тучковой были вложены в Троице-Сергиев монастырь воздух и два покровца, у которых по золотной сетке из крупных ячеек четырехугольной формы яркой красной, зеленой и синей синелью вышит цветочный узор.


В XVIII—XIX веках в Западной Европе и России большой популярностью пользовались выплетавшиеся из шелковых нитей блонды. Их главная особенность заключалась в контрасте очень тонкого тюлевого фона и массивного узора. Нередко в него вплетались золотные или серебряные нити, придававшие кружеву неповторимое изящество. В коллекции музея хранится только два образца «золотных» блондов, которые можно предположительно датировать серединой XIX века. Один из них - кружевной край, служащий отделкой бархатной фелони начала XX века, происходящей из Оптиной Пустыни.

Следует особо остановиться на золото-серебряном кружевоплетении XIX— начала XX века — последнего периода в истории этого вида искусства. Едва ли не единственной сферой его применения в то время оставался церковный и крестьянский быт. Искусством металлического кружевоплетения в XIX — начале XX века по традиции занимались в женских монастырях.

Концом XIX — началом XX века датируются пелена и покровец серого шелка с живописным узором роз и серебряным кружевом, вложенные хотьковской игуменьей Сергией. В 1903 году в Троице-Сергиев монастырь поступили пелена и покровец серебристого глазета с вышивкой разноцветным шелком и узким золотным краем с узором в виде фестончиков.