Николаева Т.В.
Николаева Татьяна Васильевна (1921-1984). Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова в 1944 г., аспирантуру Института истории материальной культуры АН СССР в 1948 г. С 1948 по 1966 гг. работала в Загорском государственном историко-художественном музее. В 1966 году перешла в Институт археологии АН СССР, оставаясь членом Ученого Совета Загорского музея.
За время работы в музее в должности зав. историко-художественным отделом ею были созданы экспозиции: «Древнерусское искусство XIV-XVII вв.», «Русское искусство XVIII- XX вв.», «История Троице-Сергиева монастыря», «Памятники монастырского некрополя». Т.В.Николаева проводила огромную работу по организации конференций, изданий сборников «Сообщения Загорского музея», неоднократно возглавляла экспедиции музея в различные районы Московской, Калужской, Калининской и Костромской областей. В результате собрание пополнилось большим количеством произведений древней иконописи, прикладного искусства, старопечатных книг. Т.В. Николаева являлась хранителем коллекции драгоценных металлов, была активным экскурсоводом и лектором, проводила занятия с сотрудниками музея, способствовала подготовке научных кадров.
В 1963 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Произведения мелкой пластики XIV-XVII вв. в собрании Загорского музея», в 1974 году – докторскую диссертацию «Прикладное искусство Московской Руси». В выдающемся труде, охватившем период великокняжеской Москвы (XIII-первой четверти XVI вв.), впервые в отечественной науке воссоздана целостная картина развития художественного ремесла этого времени, выделены местные школы искусства таких крупных центров Руси, как Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, Тверь, на основе которых расцвело искусство Москвы – средоточия культуры Московского государства.
Перу Т.В. Николаевой принадлежат свыше 50 печатных работ, в том числе 5 монографий: «Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собрании Загорского музея» (Загорск, 1960); «Произведения русского прикладного искусства с надписями XV- первой четверти XVI вв.» (М., 1971); «Древнерусская живопись в собрании Загорского музея» (М., 1976); «Прикладное искусство Московской Руси» (М., 1976), «Древнерусская мелкая пластика из камня XI-XV вв. (М., 1983). Опыт музейного работника помогал ей в точнейшей атрибуции предметов прикладного искусства, навыки археолога способствовали строгости исследовательской методики. Произведения древнего искусства в ее трудах всегда имели конкретный и многоплановый смысл, вещи становились документом истории.