Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

  Этапы развития музея

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Организация музея была подготовлена Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, созданной в 1918 и проработавшей до 1925 года. В ее состав входили видные деятели культуры и представители Русской Православной церкви: П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, А.Н. Свирин, Т.Н. Александрова-Дольник, П.Н. Каптерев, И.Е. Бондаренко и другие. 

В течение нескольких месяцев на основе монастырских описей были зарегистрированы собрания икон, шитья, церковного серебра, рукописей, книг, живописи, мебели, хранившиеся в ризнице, соборах и других помещениях Троице-Сергиевой Лавры, а также библиотеке Московской Духовной академии, в Вифанской семинарии. Одновременно осуществлялась широкая научно-исследовательская и издательская деятельность.

К концу 1919 года Комиссией, в основном, была окончена работа по первичному описанию коллекций (около 10 тыс. ед.хр.), что позволило приступить к организации музея. В комиссию по его созданию вошли крупнейшие русские ученые: И.Э. Грабарь, П.П. Муратов, Н.М. Щекотов, М.С. Сергеев.     


1_.jpg
5_1920--.jpg
2_.jpg


Первым директором музея стал художник и общественный деятель В.Д. Дервиз, первым хранителем – историк искусства А.Н. Свирин. В течение 1924-1925 гг. Комиссия окончательно передала свои функции Сергиевскому историко-художественному музею. Именно в эти годы были определены главные направления всей его будущей деятельности.

Основу музейной коллекции составило собрание древнерусского искусства. Впервые его уникальность, богатство, роль и значение в развитии русской духовной и культурной жизни были раскрыты в статьях небольшого сборника «Троице-Сергиева Лавра», изданного в 1919 году членами Комиссии. Сокровища древнерусского искусства никогда не являлись закрытой кладовой. В 1920-е гг. экспозиции и выставки представляли практически всю монастырскую коллекцию.  

Однако возобладавшее в 1930-е гг. в работе музея антирелигиозное направление фактически привело к их закрытию. Характерны названия экспозиций этого периода: «Лавра и ее связь с самодержавием в эпоху феодализма», «Быт высшего духовенства». В этот период часть предметов из бывшей монастырской коллекции была передана в Гохран и в другие музеи. 

6__1920.jpg
13_1930--.jpg
11_.jpg

С первых лет существования музея начинается реставрация архитектурных памятников Троице-Сергиевой лавры, обеспокоенность о состоянии которых научная общественность выражала еще в начале ХХ века. К реставрации были привлечены лучшие специалисты: П.Д. Сухов начал работы по Троицкому собору, П.Д. Барановский создал на основе обследования модель реконструкции Духовской церкви.

В 1938 году был принят Генеральный план реставрации И.В. Трофимова, созданный при участии А.В. Щусева. Общее руководство реставрационными работами в соответствии с Генеральным планом осуществлял Ученый Совет музея, в состав которого входили выдающиеся деятели культуры: И.Э. Грабарь, А.В. Арциховский, С.В. Бахрушин, М.В. Нестеров и другие.

 Уже в первые годы своей работы музей включил в сферу своих интересов вопросы истории местной художественной культуры. Организация музея привлекла творческую интеллигенцию города и членами Комиссии по охране памятников становятся художники М.В. Боскин, В.И. Хрустачев, В.Ф. Мей, В.И. Соколов, некоторое время ею руководивший. Самая первая выставка, организованная ими, открылась в декабре 1920 года. На ней было представлено 200 работ, знакомивших с иконографией Лавры.                                 


12_...jpg
12а_Духовск-церк-до-реставр233.jpg
14_.jpg
15_-.jpg

Следующим шагом музея в изучении художественных традиций города стала выставка кустарных изделий 1922 года. Вдохновителем и организатором ее был В.И. Соколов, игравший заметную роль в развитии кустарных промыслов города.

По окончании выставки было решено «сохранить выставленные образцы как начало постоянного музея кустарных изделий». Эта выставка положила начало коллекциям Музея Сергиевского края.

В 1930 году выставочные образцы влились в основное собрание историко-художественного музея, в составе которого образовалась значительная коллекция народного искусства и художественных промыслов.

Не случайно, что в 1941 году в Загорский музей (в 1930 году г. Сергиев переименован в г. Загорск) поступила коллекция московского Музея народных художественных ремесел, собранная известными исследователями народного искусства: И.П. Званцевым, Г.С. Масловой, В.Н. Белицер (поволжская домовая резьба, образцы вышивки, костюмов, творчества финно-угров Среднего Поволжья).

16_1920-.jpg
17_.jpg
18_1936...1..jpg

В  годы Великой Отечественной войны наиболее ценные коллекции музея, прежде всего древнерусские, эвакуировались за Урал, часть собрания оставалась на территории Троице-Сергиевой лавры. Однако уже в 1942 году в музее проводились экскурсии, в 1943 году его посетили 15712 человек, в 1944 - 20081.

В послевоенные годы начинается новый период в истории музея. С 1946 года восстанавливается действие мужского монастыря, а впоследствии и Московских Духовных школ, возобновляется богослужение в храмах. Музей с этого времени располагается только в комплексе зданий вдоль западной линии крепостных стен. Новые условия функционирования памятников потребовали активизации работ по реставрации архитектурного ансамбля.

Они осуществлялись совместно с Московской Патриархией. Вместе с тем наблюдалась преемственность Генплану 1938 года. Идеи, заложенные в этом документе, получили развитие в реставрационных работах 1950-1970-х гг. под руководством В.И. Балдина. Его научные изыскания нашли отражение в комплексном проекте реставрации Лавры 1963 года, по которому памятникам возвращался наиболее выразительный облик (авторы В.И. Балдин и А.Г. Устинов).

20_.jpg
21_.-.jpg
22_-----1966259.jpg

Послевоенное время – это период интенсивного изучения древнего лаврского собрания, первых шагов в исследовании произведений народного искусства, первых конференций, первых (после 20-х годов) серьезных публикаций. В течение нескольких лет осуществляется полная реэкспозиция музея на основе генплана, разработанного еще в 1944 г. и получившего высокую оценку В.Н. Лазарева и С.В. Бахрушина.

Экспозиции создаются на основе серьезных научных изысканий и приобретают системный характер: «Древнерусское искусство XIV-XVII вв.» (1946 г.); «Народное художественное творчество» (1947 г., переделывалась в 1952 г.); «Русское искусство XVIII» (переделана в 1954 г. в новую – «Русское прикладное искусство XVIII-XIX вв.). Принципы показа определи облик музея на последующие десятилетия, хотя все эти экспозиции получили свое развитие в дальнейшем.

Экспозиция «Древнерусское искусство и культура XV-XVII вв.», разместилась в трех залах бывшей монастырской ризницы. Ее автор Ю.А. Лебедева представила уникальное собрание во всем его многообразии и в определенной исторической последовательности, позволявшей проследить развитие высокого самобытного русского искусства. Впоследствии экспозиция расширялась, насыщаясь новыми экспонатами. 

24_1955..jpg
23_...--.1957.jpg
25_1952...jpg

В последующих экспозициях 1974 года Древнерусская живопись» и «Древнерусское прикладное искусство» за основу были взяты ранее оправдавшие себя научные принципы и методы показа. Создание этих экспозиций стало возможным благодаря успешной работе музейных реставраторов. 

Значительный вклад в изучение коллекций внесли сотрудники, пришедшие в музей в 1940-1950-е гг. – Ю.А. Лебедева, Н.А. Маясова, Т.В. Николаева, И.И. Бурейченко, О.А. Белоброва, О.Н. Есипова, О.В. Круглова, Л.Э. Калмыкова, Т.Н. Кедрова, Е.Н. Клитина, Л.Н. Бойкова. Именно им принадлежит заслуга в возобновлении изданий сборников научных трудов, которые стали традиционными под названием «Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника», и каталогов. Первым был выпущен каталог Т.В. Николаевой «Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собрании музея» (Загорск, 1960).  

26_22..jpg
26а.Николаева.jpg
27.-1950-..jpg

Одновременно с исследованием древних коллекций началось изучение народного и современного декоративно-прикладного искусства, представленного к тому времени не коллекциями, а лишь отдельными разрозненными группами произведений. Оно шло главным образом путем организации ежегодных (с 1953 г.) экспедиций в различные центры русского народного искусства. Экспедиции музея работали в 20 областях. 

С особенной полнотой исследованы Архангельская, Вологодская, Ярославская, Костромская, Калининская, Московская и Пензенская области. Благодаря усилиям нескольких поколений специалистов собрание народного искусства музея – одно из самых полных и крупных в нашей стране. Традиции исследовательского отношения к сбору произведений искусства прочно сохраняются в музее до сих пор. 

Активно в этот период росли коллекции современного декоративно-прикладного искусства. Музей поддерживал тесные контакты с творческими коллективами современных художественных предприятий. Почти ежегодно в музее устраивались выставки современного декоративно-прикладного искусства, знакомившие посетителей с состоянием отдельных его видов. В течение 1965-1966 гг. примерно с 60 крупнейших художественных предприятий были безвозмездно получены изделия из стекла и хрусталя, фарфора и фаянса, тканей и т.д. 


28_1950-.--.jpg
29_1950-.--.jpg
30_1963.--.-..-.-.jpg

Широко развернувшаяся собирательская деятельность музея проявилась и в организации систематического надзора за земляными и строительными работами на территории архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Одним из их результатов стало открытие большого числа белокаменных надгробных плит, давших возможность воссоздать древний монастырский некрополь. 
   
Огромная собирательская и исследовательская работа явились мощным стимулом для создания экспозиций, которые определили с начала 1970-х годов новый этап истории музея. На площади 4 600 кв.м. была развернута стройная система экспозиций: «История Троице-Сергиевой лавры», «Некрополь Троице-Сергиевой лавры», «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры и методы его реставрации», «Древнерусская живопись XIV-XVII вв.», «Древнерусское прикладное искусство XIV-XVII вв.», «Русское искусство XVIII- начала ХХ вв.», «Русское народное искусство XVIII- начала ХХ вв.», «Современное декоративно-прикладное искусство».

Экспозиционные комплексы давали целостное представление о развитии русского искусства на протяжении семи веков, а также о роли и значении Троице-Сергиевой лавры в истории России. Благодаря уникальности памятников архитектуры и представленных в музее художественных ценностей Сергиев Посад (Загорск) был объявлен туристским центром (постановление Совета Министров РСФСР от 24 января 1969 г.) и включен в число городов, составляющих Золотое кольцо России.

31_1971.-..jpg
32_..-.jpg
33_1974-_----202.jpg

В 1980-е годы в научной работе музея появилось новое направление — изучение археологии местного края. С этого времени ведется систематическое накопление материалов, осуществляются археологические разведки, раскопки, собираются документы, сведения, приобретаются произведения, организуются интересные выставки. В 1997 году музей впервые организовал международную конференцию «Каменный век европейских равнин». Основанием для ее проведения стали успехи музейных сотрудников в изучении археологии Сергиево-Посадского края. 

Одновременно сотрудниками музея была проделана огромная работа по подготовке пакета научно-технической документации для включения архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры в почетный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, что и произошло в 1993 году. Исследовательская работа коллектива находила свое выражение в регулярно проводимых конференциях. Только за период 1960-1988 гг. проведено 22 конференции и 16 семинаров, где прочитано более 100 докладов по разным вопросам музейной деятельности. 

34_1986.--.jpg
34а_1997.jpg
35_60-.jpg

Новый этап в истории музея начался в 1990-е гг. В 1992 году распоряжением Президента России Сергиево-Посадский музей-заповедник был отнесен к особо ценным объектам национального культурного наследия Российской Федерации. Этим же распоряжением все здания в пределах крепостных стен, кроме Ризницы и Наместничьих покоев, переданы в полное хозяйственное ведение Московскому Патриархату. Музею были предоставлены помещения в исторической части города. На территории Троице-Сергиевой Лавры осталась экспозиция, демонстрирующая монастырскую часть коллекции, - «Ризница Троице-Сергиевой Лавры XIV-XIX вв.».  

В период 2001-2005 гг. музеем проделана огромная работа по переводу остальных коллекций. В отреставрированных помещениях памятника архитектуры XVIII – ХХ вв. (часть залов находится в процессе реставрации) «Конный двор» открыты экспозиции и выставки, которые уже во многом раскрывают особенности музейного собрания. Несмотря на сложности, в которых пришлось перемещать более 100 тысяч экспонатов, удалось сохранить целостность коллекции. Новые условия потребовали мобилизации творческих усилий всего коллектива, что, безусловно, дало положительный результат. Большое значение имело участие в совместной с музеями Московского Кремля выставке "Троице-Сергиева лавра и русские государи: реликвии и художественные сокровища" в 2002 г.

44_дир_Редькин.jpg
46_Алексий.jpg
47_2004_осен_салон.jpg

С 1990 года возобновляется издание сборников «Сообщений», расширяется тематика конференций. С 1998 года музей совместно с Троице-Сергиевой Лаврой регулярно, каждые два года, проводит международные конференции «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России», по результатам которых выпускаются сборники статей. 

37_.jpg
38_--1998-.jpg
45_Конный-двор.jpg

Освоение новых площадей стимулировало развитие экспозиционно-выставочной деятельности. На основе новых, формировавшихся в 1980-е гг., коллекций были созданы экспозиции «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края» и «История Сергиева Посада ХХ века». Экспозиция «Ризница Троице-Сергиева монастыря XIV-XIX вв.» отразила целостный подход к демонстрации всего комплекса исторически сложившихся в монастыре коллекций.

В экспозиции «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории» развитие архитектурного ансамбля и его реставрация представлена в контексте различных событий, фактов, человеческих судеб. Новый взгляд на интерпретацию памятников народной культуры продемонстрировала выставка «Круг жизни земной» (в 2008 году на основе этой выставки была создана экспозиция "Мир русской деревни"). Богатейшая коллекция художественных промыслов представлена методом экспонирования «открытых фондов». 

39_Древнейшее прошлое.jpg
40_.jpg
40_.jpg

В 1980-х годах активизировалась работа по изучению истории, культуры и архитектурных памятников Сергиево-Посадского края. Большую работу проводит краеведческий отдел музея по сбору предметов быта и старых фотографий, организации различных выставок. Итогом изучения истории Сергиева Посада и его окрестностей стали книги К.А. Филимонова (при участии сотрудников музея В.А. Ткаченко и С.В. Горожаниной) «Сергиев Посад» (1998, 2002) и «Хотьково» (2002, 2004) выдержавшие уже несколько изданий. В 2007 году вышел обобщающий альбом К.А. Филимонова «Возвращение к вере. Храмы Сергиево-Посадского района» (М., 2007), в издании которого принимали участие многие сотрудники музея.  

Этот период отличает разнообразная по своему характеру выставочная деятельность музея – это и показ новых поступлений (экспедиционные привозы), и новых открытий реставрации, и результатов изучения фондов, и работ современных художников. С 1995 года особую популярность получили ежегодные выставки-конкурсы, известные под названием «Осенний салон», организуемые совместно с администрацией города и городским отделением Союза художников. 

41_.jpg
43_-.jpg
42_--2009.jpg

Накопленный музеем положительный опыт работы превратил его в подлинно научный и культурно-просветительный центр, способствующий возрождению культуры как местного края, так и отечества в целом. Хорошо изученные коллекции и научно обоснованные экспозиции и выставки составляют прочную базу для научно-просветительной деятельности музея. Все ее разнообразные формы направлены на формирование у посетителя ценностного отношения к культурно-историческому наследию.  


Литература
1. Сб. докладов на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. – Загорск, 1970.
2. Юбилейный выпуск газеты «Вперед» к 70-летию музея. 1990, № 55 (11900). Отв. за выпуск Г.В. Чехомова. Авторы статей: Т.Н. Манушина, Л.М. Спирина, А.А. Павловская, Е.В. Куценко, Л.А.Шитова, В.М. Жигулева, Л.Э. Калмыкова, С.В. Горожанина.
3.Э.С. Смирнова. К 70-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Древнерусское и народное искусство. Сообщения Загорского музея-заповедника. – М.: Наука, 1990. - С. 3-6.
4. Т.Н. Манушина. К 75-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995. – М., 1995. - С. 5-9.
5. Т.Н. Манушина. К 80-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. – М.: Подкова, 2000. – С. 3-14
6. Т.Н. Манушина. К 85-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 5-9.