Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

 История научно-просветительской деятельности

Главные направления просветительской и популяризаторской работы были определены Комиссией по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. Уже 23 февраля 1919 года П.А. Флоренский провел первую экскурсию по ризнице. С 1921 года экскурсии стали систематическими, в том же году музей посетило около трех тысяч человек. В отчетах комиссии от 1923 года говорилось «Сотрудникам часто приходилось бросать текущую работу и вести … экскурсии. …Как не отрывает такой порядок от работы, но члены комиссии охотно выполняют эту обязанность, признавая, что в ней главнейший смысл существования музея».

Члены комиссии были выдающимися личностями, представителями плеяды замечательных русских интеллигентов начала ХХ века. Сейчас, зная историю жизни Ю.А. Олсуфьева, П.А. Флоренского, можно сказать, что их деятельность по организации музея определялась не только внешними историческими обстоятельствами, но их духовной активностью. Приоритеты в научно-просветительской работе менялись в зависимости от общественно-политической и экономической ситуации в стране, а также господствующих идеологических установок.

В 1920-е годы основной формой научно-просветительской деятельности музея были экскурсии. Этой работой занималось Бюро просветительной работы, куда входили не только сотрудники музея.

1_нпрос1920е.jpg
2_Члены-Комиссии.jpg
3_Диагр_посещаемости.jpg

Уже с конца 1930-х гг. огромное внимание уделялось подготовке экскурсоводов: учебные экскурсии проводили старшие научные сотрудники и заведующие отделами; курсы лекций читали преподаватели московских высших учебных заведений; консультации по вопросам истории и искусства осуществляли ведущие специалисты нашей страны: А.В. Арциховский, С.В. Бахрушин, В.И. Лебедев, Н.Н. Соболев, И.В. Жолтовский.

В конце 1940-х гг. были разработаны первые методические пособия по всем существовавшим в то время экспозициям (в форме текста экскурсии с определением цели и идеологических установок). Одновременно создавались методические пособия по проведению экскурсий для младших школьников (3 - 4 классы). Некоторые из них строились в форме беседы с вопросами.

В 1951 году был создан отдел научной популяризации искусства. В Положении о Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, утвержденном приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР определялись основные формы его работы: экскурсии, лекции, кружки, консультации и семинары для учащейся молодежи и педагогов.

4_1939_Чук_шк.jpg
6_1955_Лекц.jpg
5_1955_диагр.jpg

В 1960-е гг. базой для успешного осуществления научно-просветительской работы являлись разнообразные вновь создаваемые экспозиции музея, системно знакомившие с историей Троице-Сергиева монастыря, его некрополем, архитектурным ансамблем и методами его реставрации, древнерусской живописью, древнерусским прикладным искусством, русским искусством XVIII - XIX вв., русским народным и современным декоративно-прикладным искусством. Эти экспозиции насчитывали более 40 залов и занимали площадь в 4500 кв. м.

В 1969 году на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, где поводились итоги всей деятельности музея, были впервые рассмотрены вопросы научно-просветительской работы. Значимость музея как центра популяризации национального искусства предопределили включение в 1969 г. города Загорска во всесоюзный туристический маршрут по древнерусским городам России «Золотое кольцо». С этого времени начинается поступательный рост приезжих посетителей, пик посещаемости достигается в 1979 г. (700 000тыс.). Вся деятельность научно-просветительной службы была направлена на прием, в основном, иногородних туристов, и поэтому приоритетной формой работы стала маршрутная (обзорная) экскурсия, ориентированная на взрослую аудиторию.

Тем не менее, с середины 1970-х гг. музей стал уделять особое внимание работе со школьниками и учащейся молодежью. В 1975г. была разработана перспективная программа по эстетическому воспитанию детей, начиная с первого класса и кончая 10 классом, имевшая своей целью воспитание потребности в индивидуальном эстетическом переживании, развитие творческой активности учащихся. Программа осуществлялась в сотрудничестве с местными педагогами, в основном, в школах города и района.

7_1955_Экск.jpg
25_1950-60-г_экск_отд.jpg
9_1980_народная_игрушка.jpg

Наряду с традиционными формами, такими как тематические экскурсии, циклы лекций, организация кружков, проведения Дня открытых дверей, впервые в музее стали проводить выставки детского творчества, уроки по декоративному рисованию, тематические музейные мероприятия. К середине 1980-х гг. в музее сложилась определенная система, направленная на воспитание учащейся молодежи, учитывающая возрастные особенности.

С 1980-х гг. в практику научно-просветительской работы входит проведение тематических вечеров, посвященных творчеству художников народных промыслов, коллекциям музея, истории и культуре родного края, различным направлениям музейной деятельности. Разнообразные по сюжету и структуре мероприятия помогали раскрыть связь современного творчества с культурным наследием, выявить его историческое и художественное значение, наглядно показывали, почему памятники прошлого так ценны для нас.

Своеобразным итогом этого периода работы стала конференция 1985 года, впервые посвященная исключительно научно-просветительной деятельности музея. В докладах был дан серьезный анализ ее состояния на тот период, отражены особенности проведения экскурсий для различных категорий посетителей, рассмотрена система подготовки экскурсоводов, представлены различные аспекты эстетического воспитания учащихся, развитые в музее. Разнообразие форм работы, профессионализм сотрудников, созданная устойчивая и, как показало время, жизнеспособная система их подготовки позволили адаптироваться к условиям перестроечного времени, когда произошел по объективным причинам значительный спад посещаемости. Тем не менее, музей не стал сокращать научно-просветительские службы, а начал активно развивать новые формы, все более целенаправленно работать с местной аудиторией.

10_1984_Детское_творчество.jpg
11_1985_Тимофеева.jpg
11_1985_Конф_Павловская.jpg

Новой формой стала организация и проведение фольклорных праздников, приобщающих посетителей к народной культуре, к ее истории, традициям и предполагающих включение посетителей в познавательные процессы. Традиционными стали праздники «Рождественские чудеса на Конном дворе», «Широкая масленица».

Экскурсии являются их неотъемлемой частью. Гармоничное сочетание одной из основных форм музейной работы – образовательной экскурсии на экспозиции с праздничным представлением и народными потехами дает поразительный результат: информативность музейных предметов становится такой же доступной для восприятия маленьких детей, как и содержание новогодней сказки и речей Деда Мороза.

Основные посетители музея с начала 1990-х гг. – это учащаяся молодежь разных возрастов. Экскурсии, оставаясь основной формой работы, качественно изменяются. Все более востребованными становятся экскурсии, включающие элементы игры, выполнение определенных ролевых функций, использование интерактивных материалов. Как выяснилось, они пользуются успехом не только у школьников, но и у взрослой аудитории.

12_2009_Нов_Год.jpg
13_Масленица_2007.jpg
14_Детский_рисунок.jpg

К примеру, обладая прекрасной коллекцией этнографических памятников, используя фольклорный материал старинных свадебных обрядов, музей уже не один год принимает у себя молодоженов и юбиляров. Наряду с праздничной свадебной программой в музее проводится и игровая – «Давайте поиграем в старинную русскую свадьбу». Для привлечения посетителей в музей создаются программы, тематически объединяющие архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры с экспозициями и выставками, расположенными за ее пределами, а также окрестными достопримечательностями.

Участие музея в долгосрочной межрегиональной программе «Мы - Россияне», разработанной для молодежи Калининградской области, потребовало новых форм экскурсий. Были освоены технологии синхронного приема и распределения потока экскурсионных групп, созданы программы, сочетающие традиционную экскурсию с интерактивным занятием. Это позволило сделать знакомство учащихся с достопримечательностями и историей Радонежской земли и национальными традициями и культурой центральной России в целом увлекательным и запоминающимся.

В целях успешной реализации новых задач в 1999 году был создан отдел музейной педагогики, призванный обеспечить тесное взаимодействие с системой образования. Педагоги музея при активном участии научных сотрудников и экскурсоводов разработали образовательные программы для разных возрастных групп. Для детей младшего школьного возраста – это специальные циклы экскурсии и занятий в игровой форме с выполнением экскурсантами творческих заданий, что помогает детям полнее усвоить предлагаемый материал. Учитывая возрастные особенности детей, музейными педагогами было разработано несколько тематических экскурсий: «В гостях у домовенка Прошки», «Мы ищем клад», «Чудесные превращения», «Как русские дети в Троице ходили» и др.

16_Лекция-об-осаде.jpg
15_русск_свадьба.jpg
17_Дети-в-музее.jpg

Для детей младшего возраста и их родителей организован воскресный историко-эстетический клуб, который работает уже в течение 10 лет. Программа клуба рассчитана на 4 года. Занятия проводятся в экспозициях музея, в художественных мастерских, в музеях Москвы и Подмосковья. Атмосфера занятий способствует сближению родителей с детьми, выработке общих интересов, получению не только знаний по истории и искусству, но и воспитанию эстетического вкуса. Специально для первоклассников был создан музейный праздник  «Давай дружить!»

Для учащихся 6-8 классов разработана образовательная программа «Этот город – самый лучший на земле», для студентов – «Живое наследие», для преподавателей учебных заведений города и района – «Историческое краеведение». Особой формой работы стала районная олимпиада, которая выросла из программы по историческому краеведению для учащихся 6-8 классов. Она организуется с 2001 года совместно с Департаментом по образованию г. Сергиева Посада. Тщательно продуманная методика мероприятия, система подготовки и проведение заключительного этапа обязательно в музее, с поощрением всех участников превратили его в яркий и волнующий праздник.

Более 20 лет в музее работает археологический кружок, члены которого принимают самое активное участие в ежегодных археологических экспедициях музея. Традиции специализированных занятий по декоративному искусству 1980-х гг., обязательным элементом которых были уроки рисования, проводившиеся в экспозициях, продолжают в настоящее время кружки «Художественной керамики» и «Художественной росписи по дереву».

18_Родное-слово.jpg
19_Олимпиада-истор.jpg
20_арх-клуб.jpg

В 2004 и 2005 гг. были проведены две конференции, и состоялся Туристический форум 2007 года, на которых был обобщен накопленный за последние два десятилетия опыт в области научно-просветительской работы. Сообщения, зачитанные на ней сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника, познакомили с разнообразием ее форм, практикуемым в настоящее время, их особенностями на данном этапе и новыми направлениями.    

В 2008 г. руководством музея-заповедника и Советом ветеранов Сергиево-Посадского района была утверждена двухгодичная благотворительная культурно-образовательная программа «Народный университет». Целью программы стало объединение людей старшего возраста, повышение качества культурной жизни, их социальной адаптации в современном обществе. Тематика занятий на сформированных факультетах – «Беседы об истории» и «Беседы об искусстве» – была сформирована с учётом многообразия интересов будущих слушателей.

 В начале 2000-х годов в музее стали проводить праздники в честь «Дня славянской письменности и культуры». В 2009-2010 гг. в Сергиевом Посаде впервые прошли два международных фестиваля «Славянский путь», приуроченных к этой памятной дате. Музей также принимал и принимает участие в различных фестивалях, праздниках и конкурсах, проходящих в других городах России. Как например, XI Московский детский фестиваль искусств и ремесел «Мастера» в 2008 г. и Международный конкурс-фестиваль детского декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо» в 2012 г. Сергиево-Посадский музей-заповедник является постоянным участником Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей» и туристической выставки «Интурмаркет».     


22_Давай-дружить.jpg
23_народ_унив.jpg
24_славян_путь.jpg

   В последнее десятилетие просветительская служба музея ввела в практику своей работы много новых, современных мероприятий: интерактивные программы на выставках, игры-квест, кинолектории, музыкальные и литературные вечера, флеш-мобы на открытом воздухе во время массовых празднований, интеллектуальные гостиные и др. Кроме обычных экскурсий разработаны разнообразные интерактивные занятия на экспозициях и выставках музея.  


Литература
1. Т.Н. Манушина. Научно-просветительная работа музея Сергиево-Посадского музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 297-312
2. Т.И. Круглова, С.Г. Наумова. «Приходите к нам в музей» (Музейно-педагогическая деятельность Сергиево-Посадского музея-заповедника) /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 312-327
3. Интеграция личности в национальную и мировую культуру как основа совершенствования современного общества. //Материалы научно-практической конференции, г. Сергиев Посад, Моск. Обл., 22-23 апреля 2004 г. – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас», 2004.
4. Гуманитарное развитие личности – забота современного общества. //Сб. научных трудов. /Центральный институт управления экономики туристского бизнеса – филиал РМАТ. – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас», 2005.