Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
  • 1918 -1925 гг. Работа Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Задачи комиссии - прием, учет, изучение и определение художественной ценности сокровищ лавры; - изучение, регистрация и охрана памятников культуры в городе и прилегающем к нему районе; - организация реставрации памятников живописи, шитья, архитектуры. 
  • 20 апреля 1920 года – Декрет СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». 
  • 1920 – 1929 гг. – Сергиевский историко-художественный музей находился в ведении Наркомпроса РСФСР (управление Главнауки, отдел по делам музеев и охраны памятников) Экспозиция представляла комплекс выставок. Музей складывался из следующих разделов: I. Древлехранище. II. Историко-художественного отдел с выставками: 1. Прикладного искусства XIV-XV вв. 2. Древнерусской книги 3. Древнерусской живописи с показательной иконописной мастерской 4. Шитья и тканей 5. Иконографии Троице-Сергиевой лавры 6. Архитектуры (архитектурный ансамбль) 7. Соборов Троицкого и Успенского III. Отдела историко-бытового с показом: 1. Чертогов (царский быт) 2. Митрополичьих покоев (быт высшего духовенства) 3. Филиала в Вифании (покои митрополита Филарета и церковь Преображения) 4. Филиала в Гефсимании (покои митрополита Филарета и церковь из с. Подсосенья XVII в.) 
  •  1929 г. Реорганизация музея. Преобразование в Сергиевский (с 1930 г. – Загорский) государственный историко-художественный, бытовой и антирелигиозный музей. Закрыты филиалы в Гефсимании и Вифанском скиту. Открыты историко-революционный и антирелигиозный отделы. В связи с реорганизацией из музея был изъят и передан другим музеям ряд уникальных произведений из бывшего лаврского собрания. 
  • 1929 – 1939 гг. – в ведении обл. МОНО (музейный п/отдел) и Управления по делам искусств при МОСОБЛИСПОЛКОМЕ. 1930 г. В состав музея влились коллекции Музея Сергиевского края, представлявшие собой работы местных мастеров игрушки, резьбы по дереву, лаковой росписи и положившие начало складыванию в музее коллекций русского народного искусства и народных художественных промыслов. 
  •  1930 г. В музей поступило большое частное собрание профессора А.А. Александрова, включавшее в себя произведения живописи, графики, фарфора, и стекла XVII – XIX вв. 1939 г. Учрежден Ученый Совет музея. 
  •  1939 г. Утвержден Генеральный план реставрационных работ до1943 г. со сметой в 6 млн.руб. 
  • 1940 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР весь комплекс Загорского музея объявлен заповедником. Одновременно восстановлен статус историко-художественного. 
  • 1940 – 1949 гг. – Музей находится в ведении Управления по делам искусств при СНК РСФСР (с 1946 г. – Комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР) 
  •  1941 г. Распоряжением СНК РСФСР в Загорский историко-художественный музей-заповедник были переданы коллекции Музея народных художественных ремёсел, представлявших собой богатое собрание произведений народного искусства и художественных промыслов Российской Федерации. 
  • К 1941 году окончательно определился профиль коллекций музея, представляющих - историю Троице-Сергиева монастыря; -древнерусское искусство XIV-XVII вв.; - искусство XVIII - начала XX вв. во всем его многообразии; - народное искусство XVIII - начала XX вв. - народные художественные промыслы и прикладное искусство ХХ в. 
  •  С 1946 по 1949 год на основании ряда Постановлений Совета Министров СССР музей передал в пользование Московской Патриархии все культовые здания(кроме церкви свв. Зосимы и Савватия), большую часть гражданских и крепостных сооружений, а также значительное число икон, богослужебных книг и тканей. 
  •  1949 – 1954 гг. – Музей в ведении Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР 
  • 1954 – 1956 гг. – в ведении Управления музеев Министерства культуры РСФСР 
  • С 1956 г. – передан в ведение Московского областного Управления культуры (ныне Министерство культуры Московской обл.) 
  •  С 1950-х годов музеем была развёрнута широкая собирательская работа по комплектованию и развитию коллекций в сложившемся к этому времени профиле. 1958 г. Начало издания «Сообщений Загорского музея». 
  • Возобновление активной издательской деятельности 1963 г. В.И. Балдиным и А.Г. Устиновым разработан комплексный проект по реставрации Троице-Сергиевой лавры 
  • 1969 г. Загорский музей включен во Всесоюзный туристический маршрут «Золотое кольцо России». 
  • 1969 г. Конференция, посвященная 100-летию В.И. Ленина. Обобщен опыт работы 1950-1960-х гг. во всех видах музейной деятельности. 
  •  Начало 1970-х гг. На площади 4 600 кв.м. была развернута система экспозиций: «История Троице-Сергиевой лавры», «Некрополь Троице-Сергиевой лавры», «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры и методы его реставрации», «Древнерусская живопись XIV-XVII вв.», «Древнерусское прикладное искусство XIV-XVII вв.», «Русское искусство XVIII- начала ХХ вв.», «Русское народное искусство XVIII- начала ХХ вв.», «Современное декоративно-прикладное искусство». 
  •  С 1980-х годов активно формируются коллекции археологическая, краеведческая и изобразительного искусства художников Сергиева Посада, представленных до этого времени лишь отдельными группами произведений. 
  • 1990 г. Возобновление сборников «Сообщений Сергиево-Посадского музея» 
  • 1991 г. Сотрудниками музея подготовлен пакет научно-технической документации о включении архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры в Почетный список культурного наследия ЮНЕСКО. 
  •  1992 г. Распоряжением Президента РФ и Председателя Верховного Совета РФ № 584-рп от 15.10.1992 г. музей отнесён к особо ценным объектам национального культурного наследия Российской Федерации. Распоряжение предусматривало и поэтапный вывод музея с территории Троице-Сергиевой лавры. Этот вывод осуществлялся в течение 2000 – 2003 гг. Музейные коллекции разместились в помещениях : - Ризницы (на территории ТСЛ) – «Ризница Троице-Сергиевой лавры XIV-XIХ вв» . - историко-культурного комплекса «Конный двор» - экспозиции: «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края», «Троице-Сергиева лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории», «Декоративно-прикладное искусство XVIII- ХХ вв. (открытые фонды)», - Главного корпуса музея (пр.Красной Армии, д. 144) – выставки современных художников - здания по Овражному пер. д. 9а – комплекс выставок по истории и культуре Сергиево-Посадского края ХХ в. 
  •  1993 г. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Почетный список культурного наследия ЮНЕСКО. 
  •  1997 г. Международная конференция «Каменный век европейских равнин» С 1998 г. (каждые два года) проводится Международная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России» 
  • 1997 г. - Международная конференция «Каменный век европейских равнин» 
  •  С 1998 г. - каждые два года (2000, 2002, 2004, 2006,) проводится Международная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России»
  •  2001 - 2005 г. - Перевод основной части музейных коллекции с территории ТСЛ и их размещение в : -- Ризнице (на территории ТСЛ) – экспозиция «Ризница Троице-Сергиевой лавры XIV-XIХ вв» . -- историко-архитектурном комплексе «Конный двор» - экспозиции: «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края», «Троице-Сергиева лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории», «Декоративно-прикладное искусство XVIII- ХХ вв. (открытые фонды)», -- Главном корпусе музея (пр.Красной Армии, д. 144) – выставки современных художников -- Краеведческом корпусе по Овражному пер. д. 9а – комплекс выставок по истории и культуре Сергиево-Посадского края ХХ в. 
  •  2002 г. - Выставочный и издательский проект "Троице-Сергиева Лавра и русские государи:реликвии и художественные сокровища". 
  • 2005 г. - Юбилейные мероприятия по празднованию 85-летия музея.