Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сборник материалов к 100-летию музея

«Живой музей» Павла Флоренского

Знаменитая работа одного из основателей Сергиево-Посадского музея-заповедника Павла Александровича Флоренского «Троице-Сергиева Лавра и Россия» открыла собой первое и не менее знаменитое издание молодого музея – сборник статей «Троице-Сергиева Лавра» 1919 года, послужив отправной точкой всей последующей научной и публикационной деятельности Сергиево-Посадского музея. Она стала выражением идейной платформы грядущих музейных преобразований и теоретическим ядром новаторского проекта, вошедшего в историю как концепция «живого музея» Троице-Сергиевой лавры. Модель развития, предложенная Павлом Флоренским для Троице-Сергиевой лавры в 1918 году, подразумевала органичное сосуществование монастыря и музея.

3.-Проект-Музея-Троице-Сергиевой-Лавры.-1918-г.jpg

                                       Проект Музея Троице-Сергиевой Лавры. 1918 г.

Она открывала путь преобразованию монастыря на началах научно-исследовательского, образовательного и художественно-производственного центра, в основу жизнедеятельности которого положено «храмовое действо» как образующее ядро проекта в целом. Лавра будущего модели 1918 года – это всероссийская Академия культуры, «живой музей» самой России. В ней живут и работают учреждения, объединенные общей культурной задачей – сохранять и развивать национальную традицию. Это монашеская община, музей, художественно-производственные школы, мастерские, исследовательские общества, предназначение которых – развитие творческих народных начал.

В их числе архитектурная школа, мастерские иконописи, шитья и ювелирного искусства, певческая школа по изучению русской народной музыки. Среди них роль музея состояла в том, чтобы, не нарушая «целости Лаврского организма», делать его понимание более доступным и сверять новые достижения искусства с эталонными образцами прошлого – бесценными историческими памятниками, которые хранила сокровищница Троице-Сергиевой лавры. Статья Павла Флоренского стала не только программным документом нарождающегося музея, на основе которого в конце 1918 года совместно с П.Н. Каптеревым им был составлен «Проект Музея Троице-Сергиевой Лавры». Она явилась призывом к обществу о сохранении духовного и культурного наследия. В разгар гражданской войны этот отчаянный призыв не был услышан, более того – бросил тень подозрения в неблагонадежности на всю работу Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры.

1.-П.А.jpg
2.-П.Н.jpg
            П.А. Флоренский                                                                  П.Н. Каптерев

В результате ее деятельность пресеклась, оставив в прошлом мечты о «живом музее». Однако смысл самой идеи – комплексное сохранение и изучение памятников Лавры – был подхвачен и развит последующими поколениями исследователей, о чем свидетельствовал новый коллективный труд музея, спустя полвека во многом повторивший замысел сборника 1919 года, – «Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники» (М., 1968).

 Маргарита Александровна Гаганова, старший научный сотрудник СПМЗ, кандидат исторических наук