Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сборник материалов к 100-летию музея

К истории сложения коллекций народного и декоративно-прикладного искусства СПМЗ

В этом году Сергиево-Посадский музей-заповедник отмечает свой вековой юбилей. Он был образован 20 апреля 1920 года с целью сохранения богатейшего художественного наследия Троице-Сергиевой лавры. Но сегодня гордость музея составляет и другая, не менее значимая его часть - собрание русского народного и декоративно прикладного искусства. Оно включает коллекции произведений практически всех крупнейших центров русской традиционной культуры и по своей полноте, уникальности отдельных памятников сопоставимо с аналогичными собраниями крупнейших музеев России.

Началом этого собрания послужило небольшое число произведений русских народных промыслов и художественной промышленности, находящихся в Лавре, но свой масштаб и значимость оно приобрело только в 1941 году, когда в состав Загорского (сейчас Сергиево-Посадского) музея вошел Музей народных художественных ремесел (МНХР) с коллекциями, насчитывающими более 40 000 экспонатов.

Этот музей начал формироваться во в 1936 году, существовал совсем недолго. Сегодня о нем мало кто помнит, но следует отметить, что его организация была крупнейшим проектом советской власти тех лет в области традиционной художественной культуры. Учредителем МНХР выступил Всесоюзный комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР (ВКИ), к его созданию были привлечены лучшие специалисты в области народного искусства: А.В. Бакушинский, В.С. Воронов, В.М. Василенко и др.


1-народ.jpg
2-народ.jpg   

 Уже весной 1937 года на базе собранных ВКИ коллекций была открыта грандиозная выставка "Народное творчество", местом проведения которой стали залы Третьяковской галереи. При подготовке выставки, стало очевидным, что не хватает вещей масштабных, которые помогли бы сделать ее более зрелищной. В результате было принято решение о приглашении лучших мастеров с мест для ее оформления. В короткий срок ими были выполнены крупные панно, кашпо и получившие широкую известность порталы, обрамлявшие дверные проемы экспозиционных залов. Это послужило началом организации экспериментальных мастерских, в которых проводилась работа с мастерами художественных промыслов.

3-народ.jpg
4-народ.jpg

После закрытия выставки в ГТГ, вышло распоряжение ВКИ о создании на ее основе Постоянной выставки народных художественных ремесел РСФСР (ВНХР), которая в 1940 году получила статус музея. Директором была назначена З.Я. Швагер. Своего помещения у ВНХР не было, она оставалась закрепленной за ГТГ, затем. была переведена в ведение ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В сферу интересов ВНХР стало входить не только народное искусство во всем его многообразии, но и художественная промышленность. Народная культура в то время была еще мало исследована. Для ее изучения было необходимо проведение экспедиционных обследований и сбор экспонатов на местах. География и масштабы этой деятельности удивляют. В 1937 году было обследовано более 20 областей и республик РСФСР. В каждом регионе были закуплены экспонаты. Вещи для ВНХР также приобретались на местах силами областных управлений по делам искусств и сотрудниками местных музеев.

Таким образом, были собраны значительные фонды, которые включали коллекции русского художественного дерева, кости, лаков, текстиля, металла, камня, но сама грандиозная Выставка так и не была открыта. В 1939 году она была переведена в Загорск, с 1940 года получила статус музея, очень скоро в здании трапезной Троице-Сергиевой лавры была открыта его временная экспозиция.


6-народ.jpg
7-народ.jpg

С началом Великой отечественной войны, 15 июля 1941 года, два музея, расположенные в Троице-Сергиевой Лавре, были объединены: МНХР со своими грандиозными коллекциями вошел в состав Загорского музея-заповедника на правах отдела. Первая экспозиция народного и декоративно-прикладного искусства была подготовлена и открыта в 1945-1947 гг.


5-народ.jpg

                                        Мазин И.А. Панно "Жизнь Мазина". 1937


Сегодня целый ряд редчайших произведений народного искусства, собранных МНХР или выполненных в его экспериментальных мастерских, можно увидеть на экспозициях и выставках Сергиево-Посадского музея-заповедника. Различные направления деятельности МНХР получили преемственное развитие в работе нескольких поколений сотрудников отдела "Русское народное и декоративно-прикладного искусство XVIII-XX веков".

Толстухина Наталья Владимировна, Заведующая сектором «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XX вв.»