(16 февраля 2024 - 21 апреля 2024) Краеведческий корпус музея
(23 марта 2024 - 2 июня 2024) Музейный комплекс «Конный двор», восточный корпус
(25 апреля 2024 - 18 августа 2024) Главный корпус
(17 мая 2024 - 18 августа 2024) Выставочный зал филиала «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
(28 июня 2024 - 4 августа 2024) Филиал «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
(2 августа 2024 - 29 сентября 2024)
(4 августа 2024 - 8 сентября 2024) Восточный корпус музейного комплекса «Конный двор»
(4 октября 2024 - 30 октября 2024) Музейный комплекс «Конный двор»
(4 октября 2024 - 4 ноября 2024) Главный корпус музея
(9 октября 2024 - 17 ноября 2024) Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков» в Ризнице Троице-Сергиевой лавры
Архив выставок в музее
Выставка «Суджа. Сохранённое. Народное искусство из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника»
Суджа – благодатный курский край, раскинувшийся на плодородной земле с реками, живописными озерами, родниками, с множеством хвойных и смешанных лесов, широких разнотравных полей. В письменных источниках Суджанский уезд упоминается с середины XVII века: в 1664 году для защиты юго-западной границы русского государства здесь была построена крепость – будущий город Суджа. Земля активно заселялась выходцами из Малороссии, Литвы, Польши и среднерусской полосы, что во многом повлияло на сложение культурно-исторических традиций края.
Выставка знакомит с обширным собранием русского традиционного художественного текстиля и керамики Суджанского края первой трети XX века: праздничными женскими и мужскими костюмами, полотенцами, скатертями, образцами ткачества, глиняной игрушкой. Коллекции были собраны в 1992–1993 годах сотрудниками музея В.М. Жигулевой, Л.М. Зайцевой и Г.П. Черкашиной во время научных экспедиций в Курскую область по изучению и приобретению в музейный фонд произведений народного искусства.
Для всех обследованных русских селений Суджанского уезда характерен комплекс женского праздничного костюма «среднерусского типа»: домотканая рубаха прямого покроя, широкий косоклинный сарафан из тонкой шерсти домашней работы, пояс (или нескольких поясов), передник-«завеска», кофта-«холодайка», седловидный кокошник, состоящий из нескольких деталей.
Особую ценность представляет красочный свадебный костюмный ансамбль из рубахи с кисейными рукавами, сарафана-«шубки» из алого штофа с полосами позумента, бархата, золотного шнура, шелковых передника и широкого пояса, золотошвейного головного убора, который принадлежал состоятельной суджанской невесте. Красный цвет в свадебной одежде являлся знаковым и имел охранительное, а, главное, продуцирующее значение.
Мужчины носили туникообразные рубахи с воротником-стойкой из домотканой или фабричной ткани, подпоясанные узкими или широкими ткаными шерстяными поясами. Хорошая хозяйка, по мнению местных жителей, должна была уметь шить рубахи сама, а также ткать и вышивать другую одежду, скатерти - «настольники» и полотенца.
Суджа и окрестности издавна славились промыслами ковроткачества, тканья поясов и гончарного дела. На выставке представлены традиционные керамические фигурные сосуды в стилизованных образах животных и птиц, игрушки, изготовленные из красной глазурованной глины, умело декорированные штампами и особым гончарным ножом. Автором работ является народный мастер Юрий Степанович Спесивцев, сохраняющий и творчески развивающий традиции суджанской керамики на протяжении последних десятилетий.
В наши дни особо значима работа музея по сохранению и популяризации народного искусства – живой части национальной культуры, уникального духовного феномена России.
Куратор выставки Светлана Валентиновна Горожанина, заведующий научно-фондовым отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI веков»
8 (496) 540-51-50