(16 февраля 2024 - 21 апреля 2024) Краеведческий корпус музея
(23 марта 2024 - 2 июня 2024) Музейный комплекс «Конный двор», восточный корпус
(25 апреля 2024 - 18 августа 2024) Главный корпус
(17 мая 2024 - 18 августа 2024) Выставочный зал филиала «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
(28 июня 2024 - 4 августа 2024) Филиал «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
(2 августа 2024 - 29 сентября 2024)
(4 августа 2024 - 8 сентября 2024) Восточный корпус музейного комплекса «Конный двор»
(6 сентября 2024 - 15 декабря 2024) Выставочный зал Ризницы
(4 октября 2024 - 30 октября 2024) Музейный комплекс «Конный двор»
(4 октября 2024 - 4 ноября 2024) Главный корпус музея
(9 октября 2024 - 17 ноября 2024) Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков» в Ризнице Троице-Сергиевой лавры
(15 ноября 2024 - 16 марта 2025) Музейный комплекс «Конный двор»
(7 декабря 2024 - 23 февраля 2025) Музейный комплекс «Конный двор»
(19 декабря 2024 - 19 января 2025) Филиал «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
(21 декабря 2024 - 2 марта 2025) Выставочный зал Ризницы Троице-Сергиевой лавры
(28 декабря 2024 - 23 февраля 2025) Главный корпус музея
Архив выставок в музее
Выставка «Ангелы и демоны»
На выставке «Ангелы и демоны». Тема добра и зла в произведениях графики, иконописи и прикладного искусства из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника представлено около 40-ка художественных предметов XIV – начала XX веков из фондов музея. Произведения позволят не только погрузиться в мир христианских преданий, но и познакомят с иконографией неизобразимых по сути существ.
Все религии, в том числе и христианство, утверждают о существовании параллельного невидимого мира, населенного живыми личностными существами, обладающими умом, волей и могуществом. Одни существа – добрые, их называют ангелами, вторые – злые, их именуют демонами.
Эти бесплотные существа занимают промежуточное положение между Богом и людьми, ведя постоянную борьбу за души последних.
Согласно священному писанию в начале времен Бог сотворил огромное количество светлых ангелов и установил между ними иерархию.
Но один из высших ангелов, возгордившись своим положением, восстал против создателя и увлек за собой великое множество небесных сил.
Архангел Михаил и сохранившие верность Богу ангелы низвергли смутьянов с неба в преисподнюю. Так появились демоны, а в мир вошло зло.
Произошло это до грехопадения людей, и первым успешным деянием сатаны (дьявола) стало искушение Адама и Евы и изгнание их из рая.
Основой церковного учения об ангелах является трактат «О небесной иерархии», приписываемый Псевдо-Дионисию Ареопагиту и датируемый началом VI в.
Псевдо-Дионисий разделил несчетное количество ангелов на 9 небесных сущностей, сгруппировав их по принципу приближенности к создателю в 3 иерархии.
- небесные сущности высшего чина (серафимы, херувимы, престолы) непрестанно находятся возле господа и являются носителями его величия. Поэтому их изображения обозначают горний мир и символизируют власть и славу Бога.
- небесные сущности среднего чина (господства, силы, власти) олицетворяют природные стихии: воду, воздух и землю. Их изображения редко встречаются в произведениях изобразительного характера.
- сущности нижнего чина (начала, архангелы, ангелы) осуществляют связь между Богом и человеком. Архангелы доводят волю бога до ангелов, а те – до людей. Архангелы и ангелы являются самыми распространенными образами бесплотных сил в изобразительном искусстве.
Известны имена более 10 архангелов. Но в православном искусстве предпочтение отдается образам Михаила и Гавриила. Они изображаются как единолично, так и в составе сюжетных композиций.
Основные сюжеты с образом архангела Михаила представляют его как победителя сатаны, главы небесного воинства.
Изображение архангела Гавриила чаще всего встречается в сцене «Благовещение» и отражает его «функцию» как вестника, открывающего по велению Бога тайны будущего.
Ангел хранитель не имеет имени, он дается богом конкретному человеку и сопровождает его не только на протяжении всей земной жизни, но и на пути в загробный мир, предстательствует перед господом на страшном суде, а при условии прощения человека становится его душе неразлучным другом в вечности.
Жизнеописания практически всех святых содержат эпизоды испытаний демонами их веры в господа.
Как правило, святые подвергаются нападкам нечистых духов во время уединения. Основной задачей дьявола и его свиты является изгнание отшельника, чтобы в этом месте никогда не звучала молитва.
Не всегда святые при жизни могли препятствовать козням дьявола. Но в большинстве случаев они не только успешно противостояли искушениям и наваждениям, но и были наделены даром изгнания бесов из людей, душами которых те завладевали.
Также в житиях присутствуют и эпизоды с ангелами, незримо помогающими святым преодолевать трудности.
Согласно Иоанну Златоусту, господь попускает деятельность злых духов в мире ради пользы человека. Сумевший преодолеть бесовское искушение, глубже познает себя и с большим усердием прибегает к Богу. В то же время сатана стремится к распространению своего царства, постоянно соблазняя и искушая людей.
Изображения грехов, происков нечистых духов, «способов» спасения, адских экзекуций получили в XVIII – XIX вв. широкое распространение в печатной графике (прежде всего в так называемых народных картинках), назидательно предлагая взирающим на них людям задуматься, что ждет их в вечности.
Репортаж т/к 360о