(16 февраля 2024 - 21 апреля 2024) Краеведческий корпус музея
(23 марта 2024 - 2 июня 2024) Музейный комплекс «Конный двор», восточный корпус
(25 апреля 2024 - 18 августа 2024) Главный корпус
(17 мая 2024 - 18 августа 2024) Выставочный зал филиала «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
(28 июня 2024 - 4 августа 2024) Филиал «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
(2 августа 2024 - 29 сентября 2024)
(4 августа 2024 - 8 сентября 2024) Восточный корпус музейного комплекса «Конный двор»
(4 октября 2024 - 30 октября 2024) Музейный комплекс «Конный двор»
(4 октября 2024 - 4 ноября 2024) Главный корпус музея
(9 октября 2024 - 17 ноября 2024) Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков» в Ризнице Троице-Сергиевой лавры
Архив выставок в музее
Выставка «Имени Твоему». Валерий Харитонов. Живопись, графика
Сергиево-Посадский музей-заповедник впервые представляет выставку художника Валерия Харитонова (р. 1939 г).
По окончании Московской средней художественной школы (МСХШ), затем художественно-постановочного факультета ВГИКа он был приглашен в Малый театр, где в качестве сценографа им были оформлены спектакли классического репертуара: «Разбойники» Ф. Шиллера (1969), «Человек и глобус» Н. Лаврентьева (1970), «Каменный хозяин» Л. Украинки (1971), «Яков Пасынков» по И.С. Тургеневу.
Начиная с 1980-х годов, творческая биография Валерия Харитонова в основном связана с созданием живописных и графических серий по мотивам «Божественной комедии» Данте и последующими циклами: «Античный», «Библейский», «Последние и первые», «Песнь песней»… Художник работает в смешанной технике, в собственном стиле, который он определяет как «мистерический экспрессионизм». В его картинах, вдохновленных библейским Словом, образы как бы уплывают из нашего видения, фантастически преображаются и являются к нам снова уже в другом значении, позволяя заглянуть в скрытые тайны бытия и сознания. В работах Харитонова происходит «встреча» искусства итальянского Возрождения с православной традицией иконы. Неисчерпаемость форм христианского наследия уже сама утверждает идею пластической полифоничности слоев при их духовном единстве. Художник использует принцип палимпсеста, – наложения слоев поверх смытого или соскобленного текста. (В древности этот принцип использовали и средневековые мастера в росписях храмов и иконных изображениях). У художника – это метафорический образ преемственности традиций.
Работы Валерия Георгиевича Харитонова находятся в собраниях Музеев Ватикана (Palazzo Apostolico), Папском Совете по культуре Святого престола (Рим), Московском музее современного искусства, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина (Москва).
Основные персональные выставки:
1986 – Москва. Выставочный зал Союза художников России
1988 – Палермо. Выставочный зал муниципальной библиотеки
1996 – Москва. Дом дружбы. 2004 – Москва. Новый Манеж
2005 – Московский музей современного искусства
2010 – Афины. Галерея «Кардасидис АРТ»
2012 – Ватикан. Palazzo della Cancelleria
Савва Ямщиков, заслуженный деятель искусств России о творчестве Валерия Харитонова: «Работы Валерия Харитонова зиждутся на очень прочной основе, чьими главными слагаемыми являются высокопрофессиональная выучка и бесконечное уважение наследия великих мастеров прошлого. Изучив досконально древнерусские фрески и иконы, шедевры итальянских мастеров XIII-XVI веков, лучшие создания русских и западноевропейских мастеров нового времени, он создал самобытные, глубоко осмысленные серии работ, отличающиеся элитарным изобразительным языком, обращенные не к одному лишь узкому кругу посвященных, но и доступные всем чувствующим проникновенное и возвышенное художественное мировосприятие творца».
Куратор выставки: зав. отделом «Изобразительное искусство» Ирина Феликсовна Жданова 8(496) 546-03-39.
Репортаж т/к «Тонус»
Репортаж т/к ТВР24