Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
2021 год
Валерий Секрет. Пейзажи моей души. К 70-летию художника
(22 января 2021 - 8 марта 2021) (Главный корпус музея)
Новый фасад старого города. Архитектурные проекты Виктора Журавлёва
(1 февраля 2021 - 8 марта 2021) (Главный корпус музея)
«Светит песня в золоте и лаке... Искусство Палеха»
(11 февраля 2021 - 2 мая 2021) (Восточный корпус музейного комплекса "Конный двор")
«Первый даритель музея. Анатолий Александрович Александров и его коллекция»
(17 февраля 2021 - 21 марта 2021)
 
(Краеведческий корпус музея)
Масленица в Старом городе
(19 февраля 2021 - 14 марта 2021) (Краеведческий корпус музея)
«От Зевса до… Серьезные истории». Игорь Олейников
(19 марта 2021 - 16 мая 2021) (Главный корпус музея)
«Диалоги о животных»
(19 марта 2021 - 16 мая 2021) (Главный корпус музея)
«Великий пост и Пасха в Старом городе»
(21 марта 2021 - 9 мая 2021) (Краеведческий корпус музея)
«Время. Космос.Человек». К 60-летию покорения Космоса
(10 апреля 2021 - 12 сентября 2021) (Краеведческий корпус музея)
Выставка «Мы придумываем будущее»
(15 мая 2021 - 18 июля 2021) (м/к "Конный двор", Восточный корпус)
Фотовыставка «Детский сад в Овражном»
(18 мая 2021 - 28 сентября 2021) (Краеведческий корпус музея)
Выставка «Художники СССР и современной России»
(19 мая 2021 - 14 ноября 2021) (м/к «Конный двор», Западный корпус)
Выставка одного экспоната «Загадочный образ Героя» (к 800-летию со дня рождения Александра Невского)
(30 мая 2021 - 30 апреля 2022)

(м/к «Конный двор», экспозиция «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв.»)

«Островная Греция. Проект «Одиссея для Пенелопы»
(6 августа 2021 - 3 октября 2021) (Главный корпус музея)
«Царственный богомолец. Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь»
(23 сентября 2021 - 30 июня 2022) (м/к «Конный двор», Южный корпус)
«По зову сердца на защиту родной Москвы»
(1 октября 2021 - 9 мая 2022)

(Краеведческий корпус музея)


Выставка-конкурс «Осенний салон - 2021. Декоративно-прикладное искусство»
(19 ноября 2021 - 20 января 2022) (Главный корпус музея)
Выставка «Рождество и Новый год в Старом городе»
(25 ноября 2021 - 30 января 2022) (Краеведческий корпус музея)
Выставка «Путь навстречу. Восточное кольцо»
(9 декабря 2021 - 30 января 2022) (м/к «Конный двор», Западный корпус)
Выставка «Анимация-ожившее искусство. Леонид Пожидаев»
(18 декабря 2021 - 16 января 2022) (м/к «Конный двор». Восточный корпус)

Архив выставок в музее

«Царственный богомолец. Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь»

         
  

Выставка закрылась 30 июня 2022, но часть произведений иконописи, декоративно-прикладного искусства, памятники книжности и другие артефакты XVI века в настоящее время представлены самостоятельным комплексом в экспозиции  «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв.»

   4 сентября 1530 г. в Троице-Сергиевом монастыре торжественно крестили наследника престола – княжича Ивана, долгожданного сына Василия III. Совершал обряд игумен Иоасаф (Скрипицын), впоследствии митрополит всея Руси. Младенца поднесли к иконе Троица, письма Андрея Рублева, и положили на раку с мощами преподобного Сергия Радонежского. 

С этого времени началась богатая история взаимоотношений Ивана Грозного с обителью преподобного Сергия. С детства государь был усердным богомольцем Троице-Сергиевой обители, куда ездил ежегодно, а иногда несколько раз в год. Царь являлся щедрым жертвователем – выдал в монастырь более сотни жалованных грамот, давал богатые вклады деньгами и землями, содействовал строительству крепостных стен, а в 1559 г. заложил огромный Успенский собор, превышающий размерами московский соборный храм. 

Примеру государя следовали члены его семьи и московское боярство, подававшие в обитель богатые вклады – деньги, вотчины, книги, драгоценную утварь. Однако в эпоху опричнины богомольная идиллия была разрушена. Царь удалился в Александрову слободу, где создал некое подобие своего монастыря. Он реже посещал Троице-Сергиеву обитель, сократил количество жалованных грамот. В 1573 г. в одном из посланий Грозный написал: «Иссякло в Троице-Сергиевом монастыре благочестие – и монастырь оскудел».

Трагическая смерть царевича Ивана Ивановича, павшего жертвой отцовского гнева, заставила Ивана Грозного возвратиться в Троицу. 6 января 1581 г. произошло тайное покаяние царя перед троицкими старцами Варсонофием (Якимовым) и Евстафием (Головкиным). По словам троицкой Вкладной книги, самодержец «шесть поклонов в землю челом положил со слезами и рыданием». На помин души царевича Иван IV дал колоссальный денежный вклад – 5 500 рублей. На эти средства было завершено строительство Успенского собора.

Произведения иконописи, декоративно-прикладного искусства, памятники книжности и другие артефакты XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника повествуют об эпохе и личности царя Ивана Грозного, его связях с Троице-Сергиевым монастырем, богомольных традициях государя и драматических поворотах истории его царствования. 

Кураторы выставки: зав. отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - нач. XX вв.» Токарева Татьяна Юрьевна и ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - нач. XX вв.» Сергей Юрьевич Шокарев.


Видеоэкскурсия по выставке (ведущие - кураторы выставки Татьяна Юрьевна Токарева и Сергей Юрьевич Шокарев):


Репортажи об открытии выставки:

Телеканала "Культура":

ТВР24:


ТК ТОНУС:



Расширенный репортаж:


Неизвестный художник. Середина XVIII в. Портрет царя Ивана Грозного. СПМЗ Холст, масло Евангелие. 1560 г. Вклад архимандрита Меркурия Дмитровца в Троице-Сергиев монастырь.  Дерево, кожа, недрагоценный металл, ткань, краски, серебро; полуустав, живопись, чеканка, золочение Евангелие. 1560 г. Вклад архимандрита Меркурия Дмитровца в ТСМ.  Дерево, кожа, недрагоценный металл, ткань, краски, серебро; полуустав, живопись, чеканка, золочение Евангелие. Евангелист Марк. Фрагмент миниатюры. 1560 г. Вклад архимандрита Меркурия Дмитровца.  Дерево, кожа, недрагоценный металл, ткань, краски, серебро; полуустав, живопись, чеканка, золочение Евангелие. Вклад дьякона Ионы Зуя в Троице-Сергиев монастырь. XVI в. Дерево, бумага, ткань, кожа, серебро; литье, гравировка, чернь,  золочение, полуустав, живопись Евангелие. Евангелист Марк. Вклад дьякона Ионы Зуя в ТСМ. XVI в. Дерево, бумага, ткань, кожа, серебро; литье, гравировка, чернь,  золочение, полуустав, живопись Евангелие. Фрагмент. Вклад дьякона Ионы Зуя в ТСМ. XVI в. Богоматерь Владимирская. 1570 г. Иконописец Давид Сирах.  Дерево; темпера Содержит надпись на обороте: 7079 (1570) м сенте в 6 днь пи […] я образ при великом цри Иване Василевич все Рус Блгорс [?] мъ [?] и Козанскам при митрополите Антонии писал Двдъ Сирах Икона-складень трехчастная «Праздники и избранные святые». Вторая половина XVI в. (фрагмент). Дерево, недрагоценный металл, кожа, серебро, перламутр, альмандины, бирюза, стекло; темпера, резьба по перламутру, гравировка, скань, золочение Икона «Богоматерь Донская». Вторая половина XVI в. Принадлежала печатнику Борису Ивановичу Сукину. Дерево, камка, недрагоценный металл, золото, серебро, сапфир, рубины, шпинель, жемчуг; чернь, золочение, эмаль, чеканка, шлифовка, низание жемчугом Чаша. Вторая половина XVI в. Серебро, золочение, чеканка, резьба, ковка. Содержит надпись на венцах: «Божиею милостию царя и великого князя  Ивана Васильевича господаря всея Руси сына царевича князя Федора» Чаша. Вторая половина XVI в. Серебро, золочение, чеканка, резьба, ковка. Фрагмент иконы «Кирилл Белозерский».  Предположительно, вклад царицы Анастасии Романовны  и княгини Ульяны, супруги Юрия Углицкого,  брата Ивана Грозного. XVI в. в ТСМ. Недраг-ый металл, дерево, ткань, серебро;  темпера, чеканка, чернь, эмаль, золочение