(27 января 2023 - 2 апреля 2023) В составе экспозиции «Мир русской деревни»
(23 февраля 2023 - 5 ноября 2023) Выставочный зал филиала «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
(18 марта 2023 - 9 июля 2024) Западный корпус музейного комплекса «Конный двор»
(29 апреля 2023 - 24 сентября 2023) Главный корпус
(16 июня 2023 - 5 ноября 2023) Восточный корпус музейного комплекса «Конный двор»
(1 сентября 2023 - 24 сентября 2023) Главный корпус музея
(19 октября 2023 - 10 декабря 2023) Главный корпус музея
(20 октября 2023 - 10 декабря 2023) Главный корпус музея
(1 декабря 2023 - 1 мая 2024) Выставочный зал «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
Архив выставок в музее
«Звери земные и птицы небесные. Образы животных в христианском искусстве»
Животный мир, являясь неотъемлемой частью земного бытия, всегда оказывал огромное влияние на окружающую действительность, в том числе и на людей. Поэтому изображения зверей и птиц присутствуют на материальных памятниках всех эпох, начиная с первобытного общества.
Большое место этот «параллельный» человеку мир занимает и в христианском искусстве. Изображения реальных и вымышленных «животных существ» присутствуют на заставках и миниатюрах богослужебных книг, на архитектурных деталях церковных сооружений, в росписях храмов, в памятниках иконописи и произведениях прикладного характера.
Включенные в состав выставки художественные произведения XIV–начала XX века дают представление о наиболее значимых для христианской культуры животных и разнообразии символических значений, которыми они наделяются.
Несколько графических листов, выполненных по мотивам ватиканских фресок Рафаэля, обозначают библейские истоки образов животных, вошедших в арсенал христианской культуры.
Две гравюры и книжная миниатюра иллюстрируют тему «дружбы» святых с дикими животными: преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский кормят медведей, а у ног Февронии Муромской примостился ручной заяц. Эти взаимоотношения символизируют идеальный райский мир, в котором человек является заботливым хозяином всех зверей.
Достаточно большое количество экспонатов выставки отражают роль домашних животных в жизни Святых.
Кони (лошади) всех мастей выступают как «сподвижники» великих христианских воинов-мучеников: Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.
В сценах «Архангел Михаил – избранный воевода» и «Вознесение пророка Илии» красные кони выполняют функцию небесного транспорта. В обоих случаях звери – уже не земные жители, а представители горнего мира.
В Древней Палестине в качестве четырехногого транспорта обычно использовали осла. Большое хозяйственное значение имели волы и овцы.
Присутствие этих животных в сценах, связанных с Христом (Рождество, Бегство в Египет, Вход в Иерусалим), в первую очередь, отражает быт того времени.
Большой пласт христианской изобразительной культуры составляют сюжеты с птицами.
Главный «птичий» символ христианства – это голубь. Именно его обличье, сходя на землю, принимает Святой Дух.
Кроме Крещения, отображение Святого Духа в виде голубя мы находим на иконах Святой Троицы, в сценах «Распятие Господне», «Благовещение» и др.
Изображение голубки является иконографической особенностью иконы Богородицы «Коневская (Голубицкая)».
Различной символикой в христианстве наделен петух. Однако чаще всего он изображается в составе страстей господних, напоминая об отречении апостола Петра от своего учителя.
«Птицы небесные» – это сочетание слов, вынесенное в название выставки, в евангельской традиции подразумевает невинные человеческие души духовных учеников. Именно в таком смысле стая птиц предстает на иконе, иллюстрирующей эпизод Жития преподобного Сергия Радонежского «Чудо о птицах».
Демонстрацией заботы Господа о праведнике является ветхозаветная история о кормлении пророка Илии во время засухи воронами.
Святой мученик Трифон Апамейский в памятниках раннего византийского искусства обычно предстает в виде молодого человека, стоящего с крестом в руке. а вот на русской почве сложилась иконография Святого с соколом на руке. Литературной основой извода послужило московское предание о том, как сокольничий Ивана Грозного Трифон Патрикеев упустил любимую ловчую птицу царя, а затем по молитве своему небесному покровителю ее нашел.
В произведениях христианского искусства часто можно встретить изображения животных, символизирующих Спасителя.
Наиболее древними и наиболее распространенными являются образы ягненка и рыбы. По степени распространенности «главными» животными христианского мира можно считать льва, орла и быка (тельца). Изображения этих животных присутствуют в различных новозаветных сценах, но, в первую очередь, они являются символами евангелистов, создателей книг о жизни, смерти и Воскресении Спасителя.
На памятниках русского религиозного искусства в основном встречаются два варианта соотношения животных символов и евангелистов. Более древним считается вариант, в котором лев символизирует евангелиста Иоанна, телец – Луку, а орел – Марка. На соборе 1666 г. единственно правильной была утверждена так называемая латинская система, по которой лев «присваивался» Марку, орел – Иоанну, а телец – Матфею. Что касается самих «животных существ», то до 1722 г. они могли изображаться как самостоятельно, так и вместе с евангелистами в человеческом облике. Позже – только совместно. однако это указание Священного синода не всегда исполнялось, свидетельством чему служит воздух 1769 г.
Всего на выставке представлено около 70 предметов, происходящих из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Значительная часть экспонатов станет доступна широкому кругу любителей древностей впервые.Выставка будет принимать посетителей до 1 мая 2024 года (включительно).