(12 февраля 2016 - 1 декабря 2020) м/к "Конный двор"
(29 июня 2016 - 31 июля 2016)
(19 августа 2016 - 4 октября 2016) (Посвящается 120-летию А.А.Топоркова и 100-летию Е.П.Беляевой)
(29 ноября 2016 - 21 февраля 2017) (выставка тесно связана с историей нашего города конца XIX - начала XX в.)
(14 декабря 2016 - 28 января 2017) Экспозиция состоит из произведений современных Российских художников,
Архив выставок в музее
Выставка "Роза+"огурец"
7 июня 2016 года в музее открылась новая выставка, которая носит оригинальное название – «Роза плюс «огурец». На самом деле именно это название очень полно раскрывает содержание выставки. Главным героем здесь является платок или шаль, а самыми распространенными элементами рисунка – прекрасный цветок розы и экзотический «турецкий огурец».
В приветственном слове зам ген.директора по научной работе С.В.Николаева сказала: «Есть в культуре вечные явления. Кажется, платок был всегда». Это, действительно, так. Художники мануфактуры черпают свое вдохновение в традициях промысла.
На выставке «Роза + «огурец» экспонируются павловопосадские шали XIX-XXI веков из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Важной частью выставки также стали платки и шали современного ассортимента ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».
В 1795 году в селе Павлово Богородского уезда Московской губернии крестьянином Иваном Дмитриевичем Лабзиным была основана небольшая фабрика по выпуску шелковых платков. К середине XIX века ее владельцами стали Яков Иванович Лабзин и Василий Иванович Грязнов, которые переориентировали производство и в начале 1860-х годов приступили к набойке шерстяных и полушерстяных шалей и платков.
Традиционными для знаменитого платочного промысла стали платки с восточной и цветочной орнаментацией. Знаковыми для них являются мотивы «огурца» или «боба» и «розы» – царицы цветов, символа Рая и Богородицы. Отсюда и название выставки – «Роза + «огурец».
В художественном решении павловопосадских платков присутствует связь с живой природой, поэтому неслучайно саму поверхность платка называют «грунтом», «землей» или «полем», в чем отчетливо и зримо проявляется ассоциативное отождествление платка с плодородием цветущего сада (поля). Богатство земли, наполненной яркими цветами и плодами, несет жизнеутверждающий смысл и символизирует саму Россию с ее цветущими садами и полями. По выражению А. Белого: - «Россия – большой луг, зеленый, зацветающий цветами».
В настоящее время мода на платки активно возвращается. При всей широте их использования на протяжении XIX и XXI веков: в качестве головного убора, для изготовления одежды и убранства светского и церковного интерьера, сохранялась главная функция платка – быть нарядным дополнением женского костюма. Еще в 1855 году «Журнал мануфактур и торговли» отмечал, - «…шаль точно составляет самый красивый убор женщины, хорошо понявшей все неоценимые качества оного».