Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
2022 год
«Пейзажи горячей иглой». К 150-летию со дня рождения В.И. Соколова
(21 апреля 2022 - 19 декабря 2022) (м/к «Конный двор»)
«Всегда будь готов!». К 100-летию создания пионерской организации
(21 мая 2022 - 10 апреля 2023) (Краеведческий филиал)
«Петр I и Троице-Сергиев монастырь»
(11 июня 2022 - 8 января 2023) Экспозиционно-выставочный комплекс «Ризница Троице-Сергиевой лавры». Выставочный зал
Выставка «Дом Живоначальной Троицы». К 600-летию главного храма Троице-Сергиевой лавры
(23 июля 2022 - 15 января 2023) (Музейный комплекс «Конный двор»)
«Осенний салон - 2022». Живопись, графика, скульптура
(16 сентября 2022 - 6 ноября 2022) (Главный корпус музея)
«Форма творчества». Выставка керамики Наталии Бодриковой
(2 ноября 2022 - 20 ноября 2022) (Музейный комплекс «Конный двор», Восточный корпус)
«Без границ и переводов. К 100-летию образования СССР»
(1 декабря 2022 - 26 февраля 2023) (Филиал Художественный)
«Подарок к Рождеству. Игрушка и скульптура Александра Варганова»
(8 декабря 2022 - 15 января 2023) (Музейный комплекс «Конный двор»)
Выставка «Собаки вывели меня в люди. К 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина»
(4 февраля 2023 - 28 мая 2023) Восточный корпус музейного комплекса «Конный двор»
Выставка «Рождественские и новогодние праздники в Старом городе»
(29 ноября 2023 - 28 января 2024) (Краеведческий корпус)

Архив выставок в музее

Выставка «Вернувшиеся из забвения». Произведения церковного искусства из собрания Оптиной пустыни. К 200-летию со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина)

В Сергиево-Посадском музее впервые представлена выставка подлинных предметов Козельской Введенской Оптиной пустыни XIX – начала XX века: иконы, графические виды обители, архитектурные проекты, литографии и фотографии, шелковые, парчовые и бархатные богослужебные облачения, индитии (одежды на престол и жертвенник), вышитые литургические ткани, платки и шали, использовавшиеся в качестве церковных пелен; предметы церковной утвари и интерьера, евлогии со Святой Земли, из русских монастырей и вклады дома Романовых. Все они позволяют представить полноту повседневной жизни монастырской братии.

Выставка приурочена двухсотлетнему юбилею (1822–2022) выдающего церковного ученого архимандрита Леонида (Кавелина). Профессиональную деятельность Лев Александрович Кавелин начал как военный, получив образование в Московском кадетском корпусе, окончив его в 1840 году и прослужив в лейб-гвардии Волынском полку двенадцать лет. Однако уже в молодые годы у него сформировался интерес к церковной жизни и богословию. Он изучал Священное Писание и творения Отцов Церкви, регулярно посещал Оптину пустынь, где в 1857 году, оставив военную службу, был пострижен в монахи с именем Леонида (в честь Оптинского схимника Леонида). С этого момента началось его священническое служение в Оптиной, на Афоне, на Балканах, в Русской духовной миссии в Иерусалиме, в Константинополе, в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре. С 1877 года до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

Архимандрит Леонид известен не столько церковно-административной деятельностью, сколько своими учеными трудами. До принятия монашества Льва Александровича интересовали историко-литературные, археографические и этнографические очерки, беллетристика и поэзия. Интересы же отца Леонида были уже совершенно иными: книги, статьи духовно-нравственного, преимущественно аскетического направления. Также он был автором исторических, археологических и историко-литературных научных исследований, описаний рукописных собраний, отдельных рукописей, а также библиографических и палеографических изысканий. Немало трудов приложил архимандрит Леонид для публикаций ранее неизданных трудов других ученых. Благодаря отцу Леониду во второй половине XIX века получил популярность жанр православных путеводителей.

Во второй половине XIX века имя архимандрита Леонида (Кавелина) было известно не только специалистам самых различных областей науки, но и всем образованным людям. И сегодня труды архимандрита Леонида – это открытый для каждого желающего бесценный источник сведений по церковной истории, архитектуре, богословию и христианской жизни.

Современное наименование «Козельская Введенская Оптина пустынь» утвердилось только в XIX веке. До этого обитель носила название «Макарьевской (Макарьевой) пустыни Оптин монастырь» или «Козельская Оптина Макариева пустынь», по утверждению ученых имя «макариевская» обитель получила в честь святого, которому была посвящена первая несохранившаяся церковь. Не существует письменных свидетельств о времени и обстоятельствах основания Козельской Введенской Оптиной пустыни. Это объясняется тем, что во время Смуты в начале XVII века Козельск и близлежащая пустынь подверглись разорению, в результате которого погибли городской и монастырский архивы. По этой причине историкам приходится довольствоваться сохранившимися легендами и собственными гипотезами.

Предание относит основание монастыря к XIV-XV векам и связывает с именем разбойника Опты, якобы покаявшегося в своих злодеяниях, принявшего постриг и поселившегося на месте будущей обители. Именно он считается легендарным основателем монастыря. Но название никогда не давалось по мирскому имени, а уж тем более по нехристианскому прозвищу настоятеля или основателя.

Часть исследователей выводит название «Оптин» от преобразованного местным диалектом славянского слова «обт» или обьшть» со значением «общий», то есть общежительный монастырь смешанного типа.

Со времени своего возникновения и до XIX века Оптина пустынь являлась рядовым русским монастырем, не имевшим ни обширных владений, ни особо чтимых святынь, ни многочисленной братии. Известность ее не выходила за пределы ближайших окрестностей. Возрождение Оптиной пустыни, превратившейся в XIX веке в крупный духовный центр, символ русского православного монашества, было обусловлено изменениями в государственной политике по отношению к монастырям, введением «типового» устава, утверждением старчества и книгоиздательской деятельностью обители. Главной особенностью оптинского, и вообще русского, старчества стало его влияние на российское общество, его «народность». Являясь по существу чисто иноческим установлением, старчество привлекало в Оптину пустынь тысячи мирян, совершавших паломничества с целью получить старческий совет, увидеть воплощенную святость. Старцы, духовно окормляя всех приходивших к ним, являли собой живую проповедь христианской жизни. Именно духовное ратничество оптинских старцев, возможность услышать слово поддержки и утешения привлекали в обитель многих выдающихся писателей и мыслителей. Среди тех, кто приезжал в Оптину пустынь: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Апухтин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, братья Киреевские, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Толстой, Великий князь К.К. Романов, Е.Н. Поселянин, С.А. Нилус и многие другие.

Преподобный Варсонофий Оптинский писал: «Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. Не имеет наша обитель ни чудотворных икон, ни прославленных мощей, но вся земля здесь как бы полита кровью и потом святых старцев, и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет».

Одно из самых трогательных воспоминаний о посещении Пустыни принадлежит Н.В. Гоголю: «Я заезжал на дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской Горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении, хотя и не можем объяснить себе, почему. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё Небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами всё... За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители...».

После закрытия Оптиной пустыни, в 1928 году коллекция была передана в Сергиевский (ныне Сергиево-Посадский) музей, созданный в 1920 году на основе историко-художественного наследия Троице-Сергиевой лавры.

Выставка экспонируется в Восточном корпусе музейного комплекса «Конный двор» с 18.08.2022 г. по 6.11.2022 г.


 Произведения для выставки были подготовлены реставраторами музея.

Автор идеи проекта: С.В. Николаева.

 Кураторы выставки: Е.Ю. Суворова, Л.А. Шитова, С.Н. Клопова.

Контактный телефон: 8 (496) 540-63-55

 Реставраторы произведений: О.Б. Куцель, П.Н. Котельников, Е.В. Ромашкина, Н.И. Прищенко, О. С. Воскресенская, Н.В. Грекова, Ю.А. Махасевич.


Репортаж т/к «Тонус»


   
Репортаж об открытии выставки ТК «Культура»



Архимандрит Леонид (Кавелин) Книга. Евангелие. Россия. XVII век. СПМЗ Страрченков И.И. Литография «Вид Козельской Введенской Оптиной пустыни» 1867 г. г. Сергиевский Посад. Литографская мастерская Троице-Сергиевой  лавры.  СПМЗ Икона «Соловецкие святые». XVIII век. СПМЗ Крест-мощевик. Россия. Первая треть XVIII века. СПМЗ Крест наперсный. Середина XIX век. СПМЗ Индития (фрагмент). Вторая половина XIX века Икона вышитая (фрагмент). Россия. XIX век. СПМЗ