История научно-исследовательской деятельности
В организации музея принимали активное участие выдающиеся представители отечественной науки и культуры: П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, А.Н. Свирин, Т.Н. Александрова-Дольник, П.Н. Каптерев, И.Е. Бондаренко, Н.М. Щекотов, П.П. Муратов и другие. Ими был заложен прочный фундамент его научно-исследовательской деятельности.
Регистрация коллекций осуществлялась на основе их глубокого изучения. Описи, каталоги, обзоры выставок, статьи, доклады, исследования, путеводители, изданные в 1920-е годы тиражами от 100 до 500 экземпляров, являются в настоящее время библиографической редкостью и сохраняют свое научное значение. Тщательное и интенсивное обследование архитектурных памятников Троице-Сергиевой лавры позволило своевременно приступить к реставрационным работам.
Впоследствии научная работа в музее осуществлялась под руководством Ученого Совета, созданного в 1939 году. В разные годы в него входили известные отечественные ученые: А.В. Арциховский, И.Э. Грабарь, С.В. Бахрушин, Т.В. Николаева, М.А. Ильин, Г.И. Вздорнов, М.А. Некрасова, Э.А. Смирнова, О.А. Белоброва, Н.А. Маясова и другие.
Значительный вклад в научно-исследовательскую деятельность внесли сотрудники, пришедшие в музей в 1940-1950-е годы – Ю.А. Лебедева, Н.А. Маясова, Т.В. Николаева, И.И. Бурейченко, О.А. Белоброва, О.Н. Есипова, О.В. Круглова, Л.Э. Калмыкова, Т.Н. Кедрова, Е.Н. Клитина, Л.Н. Бойкова.
Благодаря их усилиям были возобновлены музейные издания, которые явились результатом серьезных исследований по вопросам ранней истории монастыря, отдельным памятникам и коллекциям. Большая работа коллектива по исследованию древнего лаврского наследия нашла свое обобщение в солидной монографии «Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники» (М., 1968 г.).
После длительного перерыва был издан фундаментальный каталог «Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собрании музея» (Т.В. Николаева, Загорск, 1960), являющийся до сих пор основополагающим в изучении этого своеобразного вида древнерусского искусства. В последующие годы каталогизация коллекций становится главной в научной деятельности музея. Эта работа охватывает все разделы собрания. На ее основе постоянно издаются каталоги, альбомы, статьи.
Интересными музейными изданиями отмечены 1970-е годы. Все они были следствием серьезной собирательской и исследовательской работы предшествующих десятилетий. В этот период были опубликованы разнообразные по своему характеру каталоги и альбомы каталожного типа по отдельным выставкам (Калмыкова Л.Э. «Русское народное гончарство». М., 1976; Круглова О.В. «Русские прялки». М., 1971).
Одним из лучших изданий этого времени стала работа О.В. Кругловой «Русская народная резьба и роспись по дереву» (М., 1974), вместившая богатейший материал, собранный ею в экспедициях по нашим северным областям, где предметы повседневного крестьянского быта предстают подлинными произведениями искусства.
В последующие годы вышла целая серия серьезных каталогов, явившихся результатом научного изучения ряда коллекций, – тверской вышивки (Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. Л., 1981; Калмыкова Л.Э. Тверская вышивка в собрании Загорского музея. М., 1982), народного искусства Пензенской области (Жигулева В.М. Народное искусство Пензенской области. М., 1989), дымковской игрушки (Водяева Л.Г. Дымковская игрушка в собрании Загорского музея. М., 1981).
Каталоги Л.Э. Калмыковой «Русское гончарное искусство XIX- начала XX вв.» (М., 1976) и «Народное гончарство Московской области XIX- начала XX вв.» (М., 1995), составленные на основе экспедиционных материалов, сообщают ценнейшие сведения о произведениях, их назначении, мастерах, центрах производства.
Обширные сведения о музейных художественных собраниях содержат альбомы «Чукотско-эскимосское искусство» (Фисинина А.К. Л., 1981), «Народное искусство Тверской земли» (Калмыкова Л.Э., 1981). Большой научный интерес представляет собрание хлопчато-бумажных платков конца XIХ – начала ХХ вв., опубликованное в каталоге «Русские ситцевые платки XIХ – начала ХХ вв. в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника» (авторы: С.В. Горожанина, В.М. Жигулева, Л.М. Зайцева. М., 1994). Сотрудники музея участвуют в проектах многих издательств. В последние годы издательством "Интербук-бизнес" были выпущены книги по народному искусству и ДПИ, подготовленные сотрудниками этого отдела. Среди них альбом Н.В.Толстухиной и Т.А. Полосиновой "Павловопосадские шали" (М.,2007(совместно с ОАО «Павлопосадская платочная мануфактура»), альбом-каталог Н.В. Толстухиной "Городецкая роспись" (М., 2008), книга С.В.Горожаниной "Русская матрёшка" (М., 2012).
Параллельно с народным искусством шло активное изучение древних коллекций. Этим памятникам по-прежнему уделялось большое внимание в обобщающих исследованиях Т.В. Николаевой и Н.А. Маясовой, ушедших из музея в 1960-х годах. В 1977 году был издан каталог Т.В. Николаевой «Древнерусская живопись Загорского музея» (М., 1977), в котором уточнялась атрибуция многих произведений.
Он и сейчас представляет интерес обширностью сведений, приведенных из различных исторических источников. Представления о собрании иконописи были дополнены в 1980-1990-е годы исследованиями Е.Г.Новосельской и Л.М. Воронцовой, которые ввели в научный оборот памятники, поступившие в музей в период 1950-х – начала 1990-х годов, а также многие интересные произведения древнего лаврского собрания, отреставрированные к этому времени. (Воронцова Л.М. Альбом-каталог «Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника. Новые поступления и открытия реставрации». Сергиев Посад. 1996.)
В 1983 году вышел в свет альбом-каталог Т.Н. Манушиной «Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея» (М., 1983), где впервые была опубликована вся коллекция орнаментального шитья XV-XVII вв., произведения которой получили полную научную атрибуцию на основе Вкладных книг и Описей Троице-Сергиева монастыря.
Большой интерес специалистов вызвал каталог Л.М. Спириной «Книги кириллической печати XVI-XVIII вв. Загорского историко-художественного музея-заповедника» (М., 1981). В музейной практике это был тогда едва ли не единственный случай обработки подобной коллекции, которая сложилась, в основном, в 1950-е – 1970-е годы в результате экспедиционного обследования церквей Московской области.
С конца 1970-х годов, после долгого перерыва, продолжилось исследование малоизученных коллекций русского искусства XVIII – начала ХХ вв. Первой работой в этом направлении стал каталог О.А. Адамайтис «Русская керамика XVIII –ХХ вв.» (М., 1976), знакомивший с небольшим собранием фарфора, включавшим произведения известных русских заводов. В последующие годы эта коллекция выросла почти вдвое, пополнившись главным образом произведениями второй половины XIХ – начала ХХ вв., привезенными из экспедиций. Результатом работы стала серия выставок и каталог, подготовленный О.И. Зарицкой и Л.А. Шитовой «Фарфор, фаянс. Новые поступления 1978-1985 гг.». Огромную ценность для исследователей ему придают таблицы марок фарфоровых заводов, встречающиеся на вновь поступивших произведениях.
К настоящему времени проведена научная систематизация сложной, в плане атрибуции, коллекции живописных эмалей XVIII – начала ХХ вв. Итогом работы явился каталог Л.А. Шитовой «Живописные эмали в собрании Загорского музея-заповедника». В последующих работах Л.А. Шитовой предприняты интересные попытки концептуального осмысления развития отдельных эмальерных школ: троицкой (ТСЛ), ростовской, их взаимоотношений. Завершением изучения русских икон явилась книга Шитовой Л.А. Русские иконы в драгоценных окладах. Конец XVII - начало XX в. Сергиев Посад, 2005 г. - 224 с.; 304 цв.ил. (текст на русском и английском языках).
Своеобразие имеющейся в музее коллекции золото-серебряного кружева отражает каталог Г.К. Барановой «Золото-серебряное кружево XVII- начала ХХ вв. в собрании Сергиево-Посадского музея» (М., 1993). Введение в научный оборот неизвестной ранее коллекции, несомненно, послужит дальнейшему изучению еще недостаточно исследованной области золото-серебряного кружевоплетения. Полную научную обработку получила коллекция художественного литья из чугуна, сложившаяся в музее благодаря целенаправленному комплектованию, в каталоге Г.П. Черкашиной «Художественное литье из чугуна XIХ – ХХ вв.» (М., 1998).
Экспедиции, проводившиеся с 1953 г. по сбору предметов народного искусства и художественных промыслов, по обследованию церквей, археологические (с 1980-х годов) дали богатейшие поступления разнообразных экспонатов, отсутствовавших прежде в музейном собрании.
Исследовательская работа коллектива находит свое выражение в регулярно проводимых конференциях, на которых обычно происходит первая публикация работ научного коллектива. В настоящее время конференции по различной тематике проводятся ежегодно. Международное признание получили такие конференции, как «Каменный век европейских равнин» (1997), «Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России» (1998, 2000, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2012, 2014,2016,2018), «Народная культура и православие» (2003).
Доклады, зачитываемые на конференциях, и составляют основу сборников научных «Сообщений», возобновленных музеем с 1990 г. Были изданы: «Древнерусское и народное искусство» (М., 1990); «Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 1995» (М., 1995), «Русское народное искусство. Сообщения 1996» (М., 1998), «Труды по истории Троице-Сергиевой Лавры» (М., 1998), «Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник. Сообщения 2000» (М., 2000), «Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник. Сообщения 2005» (М., 2005). К 90-летию музея вышел юбилейный сборник сообщений («Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник. Сообщения 2010» (Сергиев Посад, 2010) и т.д. Значительное число различных сообщений, докладов печатается сотрудниками музея в сборниках известных исследовательских учреждений.
Среди изданий последних лет большое место занимают каталоги временных выставок, как в самом музее, так и вне его стен, в том числе и за рубежом. За период 1991-1999 гг. было издано 12 каталогов. Среди них такие как «Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV – XIХ веков» (М., 1992), «Сокровища музеев Подмосковья» (М., 1996), «Иконы и рукописи из сердца России» (Голландия – Утрехт, 1999), «Современный художественный металл и камень» (Сергиев Посад, 1996) и многие другие.
Все большее развитие получают совместные выставочные проекты, всегда сопровождающиеся серьезными научными каталогами. Самые значительные из них это – «Сокровища музеев Подмосковья» (1996, Москва – Государственная Третьяковская галерея), «Блеск Русского двора» (1999, Италия – Турин) совместно с музеями-заповедниками «Царское село» и «Павловск», «Иконы и рукописи из сердца России» (1999, Голландия-Утрехт) совместно с Государственным Историческим музеем и Музеем им. Андрея Рублева; «Троице-Сергиева лавра и русские государи: реликвии и художественные сокровища» (2002, Москва – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»), «Преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской» (2004, Военно-исторический музей-заповедник «Куликово поле»).
Результатом изучения истории Сергиева Посада и окрестностей стали книги К.А. Филимонова (при участии сотрудников музея В.А. Ткаченко и С.В. Горожаниной) «Сергиев Посад» (1998, 2002) и «Хотьково» (2002, 2004) выдержавшие уже несколько изданий, а также серии брошюр Л.М. Спириной (Покровский монастырь в Хотькове. Сергиев Посад, 1996), Н.В. Хруновой (Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, 1997), Т.Ю. Токаревой (Приходские церкви Сергиева Посада. Сергиев Посад, 1997), К.А. Филимонова (Новая Гефсимания. М., 2000). В 2007 году вышел обобщающий альбом К.А. Филимонова «Возвращение к вере. Храмы Сергиево-Посадского района» (М., 2007), в издании которого принимали участие многие сотрудники музея. Результатом коллективного творчества сотрудников музея явилось издание книги "Сергиев Посад. Взгляд сквозь века" (Сергиев Посад, 2009). Книга богата фактическим материалом, в ней около 700 иллюстраций.
Значительную часть музейных изданий представляет различного рода просветительская литература: путеводители, проспекты, буклеты по музею, отдельным экспозициям и выставкам. Издания, публикации – это лишь видимая часть той многогранной научной работы, которую ведет музей. Результаты ее постоянно находят отражение в системе экспозиций и выставок.
В 2014 году музей торжественно отметил 700-летию прп. Сергия Радонежского. Была создана выставка «И свеча не угасла..», которая впервые объединила произведения XV – начала XXI в., посвященные Св. Сергию, из 11 музеев РФ. Сотрудниками музея были подготовлены четыре книги: Альбомы «Выступивший из границ времени: Преподобный Сергий Радонежский в сочинениях и произведениях искусства XIV-XX века». М., 2013 и «В похвалу преподобному Сергию». М.: Лето, 2014; Альбом-каталог «Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. Иконография XV-XX века». М.:Лето, 2014, и Каталог выставки И свеча не угасла...».
В 2017 г. в музее прошла выставка "Пафос и символы эпохи", посвящённая 100-летию Октябрьской революции.
В 2019 году в помещениях Ризничного корпуса завершились ремонтно-реставрационные работы, и открылась новая экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII веков». По словам министра культуры Московской области Нармин Ширалиевой, присутствовавшей на открытии, «поход в Ризницу станет для каждого незабываемым погружением в историю».
Литература
1. Сб. докладов на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. – Загорск, 1970.
2. Юбилейный выпуск газеты «Вперед» к 70-летию музея. 1990, № 55 (11900). Отв. за выпуск Г.В. Чехомова. Авторы статей: Т.Н. Манушина, Л.М. Спирина, А.А. Павловская, Е.В. Куценко, Л.А.Шитова, В.М. Жигулева, Л.Э. Калмыкова, С.В. Горожанина.
3. Э.С. Смирнова. К 70-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Древнерусское и народное искусство. Сообщения Загорского музея-заповедника. – М.: Наука, 1990. - С. 3-6.
4. Т.Н. Манушина. К 75-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995. – М., 1995. - С. 5-9.
5. Т.Н. Манушина. К 80-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. – М.: Подкова, 2000. – С. 3-14
6. Т.Н. Манушина. К 85-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 5-9.
7. Т.Н. Манушина. Научно-просветительная работа музея Сергиево-Посадского музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 297-312.
8. Т.Н. Манушина. С.В. Николаева. От составителей / Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2010. – Сергиев Посад: Ремарко, 2010.- С. 3-6.
9. М.С.Трубачёва. Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры 1918-1925 гг. Музей-5. М.: Советский художник, 1984.- С. 152-164.
10. Т.Н. Манушина. С.В. Николаева. От составителей / Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2015. – Сергиев Посад: Ремарко, 2015.- С. 5-9.
1. Сб. докладов на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. – Загорск, 1970.
2. Юбилейный выпуск газеты «Вперед» к 70-летию музея. 1990, № 55 (11900). Отв. за выпуск Г.В. Чехомова. Авторы статей: Т.Н. Манушина, Л.М. Спирина, А.А. Павловская, Е.В. Куценко, Л.А.Шитова, В.М. Жигулева, Л.Э. Калмыкова, С.В. Горожанина.
3. Э.С. Смирнова. К 70-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Древнерусское и народное искусство. Сообщения Загорского музея-заповедника. – М.: Наука, 1990. - С. 3-6.
4. Т.Н. Манушина. К 75-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995. – М., 1995. - С. 5-9.
5. Т.Н. Манушина. К 80-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. – М.: Подкова, 2000. – С. 3-14
6. Т.Н. Манушина. К 85-летию Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 5-9.
7. Т.Н. Манушина. Научно-просветительная работа музея Сергиево-Посадского музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 297-312.
8. Т.Н. Манушина. С.В. Николаева. От составителей / Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2010. – Сергиев Посад: Ремарко, 2010.- С. 3-6.
9. М.С.Трубачёва. Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры 1918-1925 гг. Музей-5. М.: Советский художник, 1984.- С. 152-164.
10. Т.Н. Манушина. С.В. Николаева. От составителей / Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2015. – Сергиев Посад: Ремарко, 2015.- С. 5-9.