Сборник материалов к 100-летию музея
Послевоенное восстановление музея
Весна победного 1945 года застала Загорский музей на этапе деятельного оживления, которое наметилось еще в военную пору. В начале 1943 года возобновились заседания Ученого совета по реставрации, через несколько месяцев приступил к исполнению обязанностей главный архитектор И.В. Трофимов, демобилизованный из рядов армии. Открывалась возможность вернуться к довоенным планам комплексного восстановления Троице-Сергиевой лавры.
Троице-Сергиева лавра. 1948 г.
Серьезным препятствием оставалась проблема перенаселенности архитектурного ансамбля, которая к концу войны катастрофическим образом сказалась на его состоянии. Настойчивые ходатайства Ученого совета привели к тому, что на уровне союзного правительства весной 1945 года был разработан проект, рассчитанный на поэтапное освобождение территории музея-заповедника. Продолжилась реставрация Троицкого собора, Духовской церкви, Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких, Трапезной палаты и других памятников. С декабря 1945 года в стенах Лавры мастеров, необходимых на восстановительных работах, стало готовить Художественное ремесленное училище № 59, которое возглавил В.И. Балдин, будущий руководитель реставрации ансамбля.
Выход на новый этап восстановления, благополучное возвращение из эвакуации ценнейших экспонатов в ноябре 1944 года создали условия для возрождения полноценной экспозиционно-выставочной деятельности. Основой служил разработанный к осени 1944-го генеральный план экспозиции музея-заповедника. В январе 1945 года последовал приказ Управления по делам искусств при СНК РСФСР о восстановлении деятельности Загорского музея-заповедника и открытии основных экспозиций к 1 мая 1945 года.
Официальная дата начала мирного этапа музейного строительства совпала с 25-летием Загорского музея. Еще шли бои за Берлин, когда в музее готовили к открытию уникальную выставку «Андрей Рублев и его современники». В рамках юбилейных торжеств планировалась и научная сессия, посвященная творчеству Андрея Рублева, с участием известных ученых М.В. Алпатова, И.Э. Грабаря, Н.А. Деминой, В.Н. Лазарева, Ю.А. Лебедевой, Г.А. Недошивина. Конференция не состоялась, но выставка стала настоящим событием, подытожив этап многолетних научных поисков по приоритетному направлению – изучение творческого наследия знаменитого русского художника.
Билет-программа несостоявшейся конференции, посвященной Андрею Рублеву. Гравюры и оформление В.А. Фаворского. 1945 г.
Весомый вклад в большой коллективный труд внесли реставраторы. Начиная с 1918 года, с перерывами продолжалось раскрытие, исследование и консервация икон рублевского круга иконостаса Троицкого собора. В 1944–1948 годах работы завершил постоянный реставратор музея Н.А. Баранов, который приступил к ним вплотную в далеком 1924 году. С 1945 года возобновили работу мастерские шитья, где под руководством А.Д. Беляковой (Меркуловой) продолжилась реставрация музейных тканей. В послевоенные годы роль реставраторов приобрела особую значимость, поскольку им предстояло подготовить хрупкие памятники, пережившие тяготы войны и эвакуации, к дальнейшему хранению и экспонированию.
Из рук реставраторов сокровища музея передавались в руки научных сотрудников, хранителей. В послевоенные годы был основательно укреплен научный штат музея. В помощь старым кадрам А.М. Курбатовой, Ю.А. Лебедевой, Н.М. Прасоловой, Т.Н. Грушевской, И.Ф. Казакову, Е.К. Рабинович (Солнцевой) пришли видный искусствовед и музейный деятель П.И. Нерадовский, молодые историки Н.А. Маясова, Т.В. Николаева, искусствоведы О.Н. Есипова, З.С. Супищикова. На плечи целеустремленного коллектива легла задача создания базовых экспозиций музея. Непростой творческий процесс занял вторую половину 1940-х годов и заложил основы послевоенной экспозиционной структуры.
Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия после реставрации. Конец 1940-х гг.
Летом 1946 года в залах ризницы открылась экспозиция «Древнерусское искусство и культура XV–XVII вв.». Ее автором стала Ю.А. Лебедева. Ведомственным приказом, «учитывая особую материальную и художественную значимость уникальных ценностей, экспонируемых в бывшей ризнице», устанавливался порядок ее показа «ограниченному кругу лиц», для чего вводилась система пропусков. Спустя два года дирекция музея ходатайствовала о разрешении широкого информирования «как в печати, так и по радио об открытии экспозиции для организованных групп».
Первым шагом к созданию полноценной исторической экспозиции стала выставка «Монастырь-крепость в XVI–XVII вв.», знакомившая с событиями Троицкой осады 1608–1610 годов. Выставку, подготовленную А.М. Курбатовой и Н.А. Маясовой к 800-летию Москвы в 1947 году, развернули на южном участке крепостной стены с Водяной и Луковой башнями. В ней реализовались замыслы историков и архитекторов, с которых в 1938 году начиналась реставрация ансамбля Троице-Сергиевой лавры.
На основе богатых коллекций народного искусства и художественных промыслов, включенных в состав музея в начале войны, в 1947 году в нескольких залах Казначейского корпуса открылась экспозиция «Народное художественное творчество», подготовленная З.С. Супищиковой. В 1948-м О.Н. Есиповой организована экспозиция «Русское искусство XVIII в.» в залах бывших Наместничьих покоев. В следующем году в отреставрированных Больничных палатах открыла двери экспозиция «Архитектурные памятники Загорского музея-заповедника и методы советской реставрации». Она готовилась Н.А. Маясовой, П.А. Михальченко с участием архитектора И.В. Трофимова и была призвана продемонстрировать научно-обоснованный подход к реставрации ансамбля Троице-Сергиевой лавры.
Огромный объем проделанного отразил лишь краткий путеводитель по Загорскому музею-заповеднику 1947 года. Отсутствие издательской базы в сложный послевоенный период не позволило широко популяризировать деятельность музея, хотя многие труды были подготовлены к публикации. Все это время продолжалась серьезная научная работа, одним из главных достижений которой стало укрепление исторического направления исследований. К началу 1950-х была выполнена и другая важнейшая задача музея, что заняло целое десятилетие, – переучет и научная инвентаризация коллекций.
Во второй половине 1940-х годов произошло событие, окончательно определившее положение и облик Загорского музея-заповедника. После возобновления в 1946–1948 годах деятельности монастыря и Московских духовных школ, музей передал в пользование большинство сооружений Троице-Сергиевой лавры, сконцентрировав свои площади в Казначейском корпусе и ближайших строениях вдоль западной крепостной стены.
Установка креста на центральной главе Успенского собора архитектором И.В. Трофимовым и верхолазом В.А. Лошкаревым. 1946 г.
Преодолевая трудности послевоенного восстановления, теряя помещения и осваивая новые пространства, выстраивая диалог с представителями Русской Православной Церкви, музей развивался, собирал материалы, накапливал силы и опыт, чтобы уже в следующем десятилетии совершить рывок по главным направлениям своей многообразной деятельности.
Маргарита Александровна Гаганова,
старший научный сотрудник исторического отдела СПМЗ,
кандидат исторических наук