Сборник материалов к 100-летию музея
Музей 1940-х: на пороге преобразований
Музей-заповедник: свидетельство о рождении
Отмечая столетнюю годовщину, вспомним и о другой важной дате нашей истории, скрытой в тени большого юбилея. Благодаря событиям восьмидесятилетней давности, говоря сегодня о Сергиево-Посадском музее, мы произносим привычное – «музей-заповедник». За этим звучным определением, которое наш музей получил одним из первых, стояли месяцы серьезной подготовительной работы, позволившей добиться для него нового высокого статуса.
80 лет назад 1 февраля 1940 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление «О мероприятиях по улучшению состояния памятников Загорского музея» – документ, который имел судьбоносное значение для музея и всего комплекса Лавры. На основании постановления территория Троице-Сергиевой лавры получила статус музея-заповедника с фиксированной охранной зоной.
Беспрецедентное для того времени решение правительства задавало новые горизонты развития. Загорский музей-заповедник перешел в разряд музеев республиканского значения с непосредственным подчинением Управлению по делам искусств при СНК РСФСР. Перед ним открывался этап комплексной реставрации, которую предписывалось провести в течение 1940–1943 годов, для чего из бюджета государства выделялась сумма в 6 млн. рублей. Документ давал юридические основания приступить к расселению памятника-ансамбля с перспективой его полного использования исключительно в музейных целях. Темпы реставрации, постепенное освобождение помещений стимулировали проектирование новых экспозиций, намечая контуры будущей музейной структуры.
Постановление означало иной, чем прежде, более высокий уровень музея в ранге крупнейших музеев страны, определяемый исключительным значением памятников Троице-Сергиевой лавры, что требовало особого рода уставного документа. Первая редакция Положения о Загорском музее-заповеднике появилась в 1941 году, но его окончательная выработка состоялась на этапе послевоенного мирного строительства, когда тема национального наследия зазвучала в полную силу. Положение 1951 года определяло: «Загорский Государственный историко-художественный музей-заповедник является культурно-просветительным и научно-исследовательским учреждением всесоюзного значения, музеем истории русского изобразительного искусства, культуры и народного художественного творчества, памятников русской архитектуры XV–XVIII вв.». Ясно и всеобъемлюще сформулированное предназначение определило дальнейшее развитие музея.
Постановление СНК РСФСР 1940 г. о создании музея-заповедника
Ученый совет по реставрации Загорского музея-заповедника
Поворотным для музея стал рубеж 1930–1940-х годов. К этому моменту назрела необходимость в капитальной реставрации архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Первый ее этап прошел под знаком деятельности Ученого совета, который осуществлял общее руководство реставрацией без малого десять лет.
Ученый совет официально был организован при Загорском музее в 1939 году и на всем протяжении деятельности работал в тесном контакте с сотрудниками музея. За длительный период его состав менялся, но ядро оставалось неизменным – доктор архитектуры И.В. Рыльский (председатель), академик архитектуры И.В. Жолтовский, доктор исторических наук С.В. Бахрушин, доктор искусствоведения Н.Н. Соболев, доктор технических наук П.В. Щусев, кандидат архитектуры В.П. Зубов. Молодое поколение науки в совете представляли архитектор-художник И.В. Трофимов и историк И.З. Птицын, директор Загорского музея.
Реставрация Троице-Сергиевой лавры собрала вокруг себя авторитетных представителей научной и творческой интеллигенции. В разные годы входили в Ученый совет, либо консультировали его академики А.В. Щусев, И.Э. Грабарь, археолог А.В. Арциховский, историки, искусствоведы и реставраторы В.И. Лебедев, Г.А. Новицкий, А.Г. Габричевский, Н.М. Чернышев, Д.И. Киплик, В.Н. Кононов, Ф.Я. Мишуков, художники М.В. Нестеров, Н.И. Андрияка, В.П. Трофимов, архитекторы Д.П. Сухов и Н.Д. Виноградов, ученый-инженер, генерал-лейтенант Д.М. Карбышев и многие другие специалисты.
В результате настойчивых инициатив и большой организационной работы, проведенной членами совета в 1938–1939 годах, через двадцать лет после декрета 1920 года вопрос о состоянии памятников Троице-Сергиевой лавры удалось вернуть на рассмотрение правительства РСФСР. Первым и главным завоеванием научной общественности стало появление 1 февраля 1940 года постановления Совета Народных Комиссаров «О мероприятиях по улучшению состояния памятников Загорского музея». Этим документом для музея открывалась новая насыщенная страница жизни в качестве музея-заповедника, а для ансамбля Троице-Сергиевой лавры – этап длительного восстановления, длиною в несколько десятилетий.
Перспектива Троице-Сергиевой лавры. 1938 г. Автор И.В. Трофимов
Начало восстановления архитектурного ансамбля
В 1937 году под руководством архитектора и реставратора П.Д. Барановского началось исследование памятников Троице-Сергиевой лавры, которое должно было определить объем необходимых восстановительных мероприятий. Весной 1938 года эту работу продолжил архитектор И.В. Трофимов, выпускник ленинградской Академии художеств. Созданные под его руководством обмерные чертежи и технические расчеты легли в основу Генерального плана реставрационных работ на период 1939–1943 годов.
Для осуществления запланированных мероприятий на территории Загорского музея-заповедника Управлением по делам искусств при СНК РСФСР был создан специальный научно-производственный строительный участок, а его начальником и руководителем реставрации назначен И.В. Трофимов. Под наблюдением Ученого совета, с опорой на Генеральный план реставрационных работ, тесно связанный с перспективами развития музея, был дан старт планомерному восстановлению памятников Троице-Сергиевой лавры.
В его основе лежал архитектурный поиск художественного «оптимума» ансамбля, задача установления исторических этапов его формирования и
воссоздания наиболее выразительного и исторически достоверного облика. В 1938–1950 годах реставрационно-восстановительные работы охватили крепостные стены и башни монастыря, Духовскую и Никоновскую церкви, Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких, Трапезную палату и другие памятники. Центральное место отводилось Троицкому собору, который ждала полная реставрация иконостаса и первоначальной стенописи. Возобновилась на постоянной основе реставрация живописи, шитья и других памятников музейного собрания.
Масштабные мероприятия, затронувшие практически все стороны музейной жизни и лишь на некоторое время приостановленные Великой Отечественной войной, подготовили следующий этап реставрационных работ, который падает на вторую половину XX века. Идеи предшественников получили развитие в 1950–1970-е годы, когда архитектурный ансамбль постепенно преображался в ходе реставрации под руководством В.И. Балдина, и нашли свое продолжение в комплексном проекте реставрации Троице-Сергиевой лавры 1963 года (авторы В.И. Балдин и А.Г. Устинов).
Фото 1. И.В. Трофимов
Фото 2. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия в период реставрации. 1940 г.
Проекты музейных экспозиций 1940-х годов
В 1938 году, с началом реставрационных работ на территории Троице-Сергиевой лавры, на первый план вышла задача создания новой комплексной экспозиции музея. Особенно активно ее проектирование шло в первой половине 1940-х годов. Именно в трудный военный период, устремляясь в мирное будущее, формировалось видение музея-заповедника.
Коллективные усилия научных сотрудников музея А.М. Курбатовой, Ю.А. Лебедевой и известных историков и искусствоведов С.В. Бахрушина, Н.Н. Соболева, М.А. Ильина, М.В. Алпатова, В.Н. Лазарева, В.П. Зубова и других специалистов увенчались успехом. Осенью 1943 года были составлены предложения по организации музейных экспозиций на базе всего архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. К осени 1944 года на основе этих предложений создан генеральный план экспозиции Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Проект 1944 года комплексно подходил к показу историко-культурного наследия монастыря, что было присуще музейным разработкам 1920-х годов. Будущая система экспозиций подчинялась организующему принципу художественного ансамбля – ведущему принципу реставрации памятника. Каждое историческое здание музея-заповедника, будь то храм, дворцовое или крепостное сооружение, должно было предстать памятником культуры того или иного исторического периода, соответствующего времени постройки здания.
Перед Загорским музеем-заповедником стояла задача знакомить с историей монастыря на художественных памятниках, созданных и собранных в его стенах и выявлять «роль Троице-Сергиевой лавры в истории русского народа и русского искусства, место и значение в истории русской культуры». Этому служили запланированные экспозиции древнерусского искусства в залах ризницы, военно-исторического отдела на крепостных стенах и башнях, древнерусской книги и письма в академическом библиотечном корпусе, а также экспозиции, посвященные хозяйственному развитию монастыря и формированию его архитектурного ансамбля. Впервые в архитектурной экспозиции планировалось отразить текущую реставрацию памятника.
Музей-заповедник строил планы с расчетом на будущее, но пока продолжалась война. Приступить с их осуществлению предстояло после возвращения из эвакуации наиболее ценной части коллекций музея.
Маргарита Александровна Гаганова, старший научный сотрудник СПМЗ, кандидат исторических наук