Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сборник материалов к 100-летию музея

Музей 1920-х: дела и люди

Начало музейного строительства

Важнейшей вехой в истории Сергиево-Посадского музея-заповедника стало первое десятилетие существования – годы становления, накопления опыта и традиций профессиональной деятельности. В неуклонном развитии музея в этот период сказались единомыслие сотрудников и преемственность во взглядах на формы и способы сохранения наследия Троице-Сергиевой лавры.

Осенью 1918 года, выполняя постановление Народного Комиссариата Просвещения о национализации Троице-Сергиевой лавры, приступила к работам Комиссия по охране памятников искусства и старины в составе И.Е. Бондаренко, Ю.А. Олсуфьева, П.А. Флоренского, М.В. Боскина, П.Н. Каптерева, Н.Д. Протасова, Т.Н. Александровой-Дольник. В 1920 году им на смену пришли А.Н. Свирин, В.Д. Дервиз, В.И. Соколов, В.Ф. Мей, В.И. Хрустачев, продолжил работу Ю.А. Олсуфьев. Бок о бок с научными сотрудниками трудились реставраторы по архитектуре, иконописи и шитью, а также часть бывших насельников Троице-Сергиевой лавры в качестве музейных служителей. Одним из них стал заведующий Древлехранилищем Д.И. Егоров, бывший помощник ризничего Лавры. В комиссию по созданию музея вошли также крупнейшие русские ученые: И.Э. Грабарь, П.П. Муратов, Н.М. Щекотов, М.С. Сергеев.     


5_1920--.jpg

Сотрудники музея 1920-х гг. Сидят: в центре - А.Н. Свирин, слева от него - Ю.С. Карпова, справа - А.Д. Белякова (Меркулова), золотошвеи-реставраторы, справа за ней - В.Д. Дервиз. Между Ю.С. Карповой и А.Н. Свириным - реставратор Н.А. Баранов. В верхнем ряду второй справа - о. Диомид (Д.И. Егоров).  в белой блузе, в шляпе".

Первым директором музея стал художник и общественный деятель В.Д. Дервиз, первым хранителем – историк искусства А.Н. Свирин. В течение 1924-1925 гг. Комиссия окончательно передала свои функции Сергиевскому историко-художественному музею. Именно в эти годы были определены главные направления всей его будущей деятельности. Ясное понимание конечной цели – всемерное сохранение наследия монастыря, высокая трудоспособность и самоотдача позволили сплоченному коллективу еще на раннем этапе сформулировать задачи музейного строительства и в течение нескольких лет последовательно идти намеченными путями. 

В кратчайшие сроки перешло под охрану имущество национализированного монастыря, на основе монастырской документации выявлен состав историко-художественного наследия. Успехи и открытия принесла реставрация древнерусской живописи и шитья, начало которым положило исследование загадочного гения Андрея Рублева и его знаменитой «Троицы», появились первые научные публикации памятников Троице-Сергиевой лавры, открыли двери первые экспозиции. Трудами музейных сотрудников, объединившихся вокруг проекта монастыря-музея, хранившего память о «живом музее» П.А. Флоренского 1918 года, в непростое время были сохранены в своей основе коллекции и памятники, заложен фундамент музейной деятельности, дана дорога новым исследованиям и открытиям.


Издательская деятельность музея в 1920-е годы

 В истории Сергиево-Посадского музея-заповедника  красной нитью проходит тема научно-исследовательской и издательской деятельности. Один из периодов ее активности пришелся на второе десятилетие XX века, а богатые плоды заложили основу научной работы на годы вперед. Первое издание только формирующегося музея – сборник статей «Троице-Сергиева Лавра» 1919 года.

В последующее десятилетие, когда публикациями был охвачен практически весь спектр изучаемых проблем, вышло более 30 наименований изданий Сергиевского музея, тиражом 100–500 экземпляров: описей, каталогов, путеводителей, небольших исследований на основе докладов и сообщений, составленных по результатам научных изысканий по памятникам Лавры. Необходимую академичность им придали фотоиллюстрации, которые сопровождали практически все выходящие издания, начиная с середины 1920-х годов.

4. Сборник статей Троице-Сергиева Лавра. 1919 г..jpg

                  На фото: сборник статей «Троице-Сергиева Лавра». 1919 г.


Примерно треть изданного составили описи древних коллекций монастыря. К 1927 году вышли в свет 12 отдельных описей, каждая из которых была посвящена однородной группе предметов – иконам, тканям, лицевым и орнаментальным украшениям рукописей, драгоценным панагиям, и другим памятникам. Большинство описей, как и небольших монографических исследований, внесших существенный вклад в теорию искусствознания, принадлежало авторству Ю.А. Олсуфьева. Ведущей оставалась тема «рублевского наследия», волновавшая научный мир в начале столетия и тесно связанная с открытиями реставрационной науки первой трети XX века.

Общеисторическое направление было представлено как историко-биографическими справками в публикациях описательно-каталожного характера, так и отдельными работами, затрагивающими также вопросы архитектурной истории Троице-Сергиевой лавры, впоследствии плодотворно развиваемые музейной мыслью.

Давая оценку успешной научно-публикационной деятельности Сергиевского музея, одно из авторитетных изданий тех лет писало: «Вряд ли можно указать еще музей в СССР, где так серьезно и планомерно проводится работа по изучению коллекций», в результате которой «ни одна сторона быта Лавры… не осталась вне поля зрения».

          

У истоков экспозиционной науки

В жизни Сергиевского историко-художественного и бытового музея, как в то время именовался музей-заповедник, 1920-е годы стали временем выработки не только методик атрибуции, каталогизации, но и презентации памятников церковной культуры. Экспозиционная «проба пера» прошла весьма успешно, продемонстрировав многочисленные примеры показа наследия Троице-Сергиевой лавры в его разнообразии.

древлехранилище.jpg

                              Древлехранилище (Ризница). Фотография. 1920-е годы

К 1925 году музеем была создана система экспозиций, насчитывавшая в общей сложности 47 залов, в том числе два филиала – в Вифанском монастыре (покои митрополита Платона) и Гефсиманском скиту (покои митрополита Филарета). В ведении музея состояли два собора – Троицкий, предназначенный для осмотра древнерусской живописи, и Успенский – для осмотра фресок. Безусловным центром этого разветвленного экспозиционного организма, включившего в себя и отдельные тематические выставки, оставалось Древлехранилище – преобразованные для показа залы монастырской ризницы.

Половина экспозиций знакомила посетителей с коллекциями Лавры: древнерусским шитьем и тканями, произведениями прикладного искусства, книжными миниатюрами, иконами, фресками. Вторая часть открывала исторические интерьеры – обстановка Митрополичьих покоев и Царских Чертогов, филиалы в Вифании и Гефсимании. Нашла свое место и бытовая тематика в реконструкции монастырской келарни и кельи рядового монаха. Об архитектурных достоинствах ансамбля рассказывал Архитектурный отдел, собравший различный иконографический материал – от живописных изображений монастыря до деревянной игрушки-модели Лавры.

5.-Схема-структура-музея.-1927-г.jpg

                                     На фото: схема-структура музея. 1927 г.

Новое слово в музейной практике сказала организация «Показательной живописной мастерской», знакомившей с процессом создания иконы, и «отдела звона», посвященного музыкальной культуре Лавры. К весне 1928 года был разработан развернутый план экспозиции Вводного кабинета – прообраза будущей исторической экспозиции.     

Об экспозициях, созданных в тот период, мы имеем представление разной полноты, в основном опираясь на сохранившиеся музейные описи, реже – на опубликованные каталоги и путеводители. Таким исключением стала выставка «Искусство XIV–XV вв.», представившая наиболее древние памятники из сокровищницы Троице-Сергиевой лавры. Запомнившаяся современникам уникальностью экспонатов, она сопровождалась первым в истории музея печатным каталогом.

 

Гаганова Маргарита Александровна,

старший научный сотрудник исторического отдела СПМЗ, кандидат исторических наук