Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сборник материалов к 100-летию музея

История Краеведческого отдела

Научно-фондовый отдел «История и культура Сергиево-Посадского края ХХ-XXI  вв.» или просто Краеведческий - один из самых молодых в Сергиево-Посадском музее-заповеднике и, тем не менее, нам в этом году исполнилось 25 лет.

В настоящее время мы готовим выставку, которая станет своеобразным «отчетом» о проделанной работе за четверть века. В 1995 году, когда создали отдел, никто из нас и представить себе не мог, какой путь предстоит пройти.  В результате кропотливой работы была создана краеведческая коллекция, которая в настоящее время насчитывает почти 5 500 единиц хранения и постоянно пополняется.  Мы планомерно шли к своей цели, постепенно создавая экспозицию, состоящую из 5 залов и отражающую события, происходившие в нашем городе и районе в ХХ веке. Нам удивительно повезло, и мы получим отдельное здание в центре города (Овражный пер., 9 А) с прекрасным парком, который, усилиями нашего музея, признан памятником архитектуры и ждёт в ближайшее время реставрации и возвращения первоначального вида. 

Оглядываясь назад, понимаешь, что нам есть чем гордиться! На нашем пути всегда были помощники - краеведы, которые помогали и поддерживали, передавали в дар ценные экспонаты. Трудные годы мы переживали сообща, поддерживая друг друга. Мы смогли пережить: голодные 1990-е, годы локальных войн и конфликтов, годы восхищения всем американским, когда забывалось все родное и близкое. Наш путь был очень нелегок. На этом пути мы потеряли нашего руководителя, талантливого музейного работника, человека отзывчивого и доброго, влюбленного в свою профессию – Валентину Вячеславовну Протопопову.

В настоящее время сотрудники нашего отдела быстрыми темпами движутся вперед, преодолевая трудности и развивая краеведение в городе и районе. 

 Но есть среди нас человек, который фактически создал и сформировал Краеведческий отдел — это Л. В. Гирлина. В этом году наша Лидия Васильевна отметила юбилей, ей исполнилось 75 лет! Но несмотря на возраст, она в строю, полна сил и энергии. Мы попросили Лидию Васильевну поделиться своими воспоминаниями о создании Краеведческого отдела и о тех людях, которые помогали его создавать.

Е. В. Видная,

  Зав. отделом «История и культура Сергиево-Посадского края ХХ-XXI  вв.» с 2017 г

Как все начиналось

1994 год. Работаю на ЗОМЗе. Редактор многотиражной газеты «За технику» и заводского радио. Обдумываю очередной номер газеты. Номер необычный. Совсем необычный. В нем ни одного слова о заводской жизни, о передовиках производства, о достижениях и недостатках. Короче, о том, чем в период серьезных перемен в стране жил коллектив предприятия. На свой страх и риск, без согласования, как это было ранее, с парткомом ( его уже нет) и с дирекцией (ей не до газеты) прошу начальника типографии Леонтия Борисовича Трусова согласия на выпуск газеты совершенно другого формата, с  логотипом под названием «Краеведческий вестник» и  с подзаголовком  «Приложение к газете «За технику». Получаю согласие. Думаю: а ведь он тоже рискует.

21 апреля 1994 года. Заводчане получают газету. Звонки в редакцию: «А что, - спрашивают читатели, - так теперь всегда будет? Интересно. Молодцы. Ждем следующий номер». Расскажу о содержании того инклюзивного первого номера «Краеведческого вестника». Главная его тема - городу нужен краеведческий музей и давайте создавать его вместе, а также о том, как строился Дворец культуры (к 40-летию его создания), о возобновлении в заводской библиотеке занятий краеведческого клуба «Хронос», о вскрытии мощей преп. Сергия Радонежского - к  75-ю этого трагического события. А ещё афоризмы В.О. Ключевского и даже краеведческий кроссворд, составленный инженером ОКБ Евгением Федоровичем Кулаковым.

Вызывают к генеральному. Ругают за самовольство, но не очень. Понимаю, сами с интересом прочитали наш «Вестник».

Забегая вперед, скажу, что опробованная на многотиражке ЗОМЗа идея создания в качестве приложения своего печатного краеведческого органа в скором времени нашла свое воплощение в районной газете «Вперед». И с тех пор они – газета «Вперед» и «Краеведческий вестник» живут вместе более 25 лет. К 2000 году выпущено уже без малого 300 выпусков.

Я часто задаю себе вопрос: как малоизвестной в административных и культурных городских кругах Гирлиной удалось фактически за полгода убедить руководство города принять решение о создании краеведческого музея.

4 июля 1994 года музей был создан, получив статус муниципального краеведческого. Директором назначена Лидия Васильевна Гирлина. Пришлось оставить работу в редакции ЗОМЗа. Работу, которой отдала 20 лет жизни, которую любила, но главное, я покидала дружный коллектив коллег, которые были больше, чем коллеги. Мы были друзьями, дружбу с которыми храню и буду хранить до конца жизни.


Постановление-04.07.1994-г.jpg


Постановление 04.07.1994 г. об образовании муниципального краеведческого музея

Итак, музей создан, создан пока на бумаге.  С 4 июля я – директор.  С чего начать?  Ни соответствующего образования, ни опыта работы, ни знаний у меня нет. Нет помещения, не утверждены штаты, и ни одного экспоната. Но есть друзья –краеведы, с которыми регулярно, раз в неделю собираемся в библиотеке профкома ЗОМЗа (ныне - библиотека им. А.С. Горловского). Занятия проходят интересно, бурно. Зинаида Кузьминична Марибель, директор библиотеки, поддерживает нас во всех начинаниях, помогает, сама часто заходит с интересом и с замечанием: «друзья, потише, пожалуйста, мешаете читателям». Кстати, в библиотеке нам предоставили роскошную комнату – красную гостиную – там стояли диваны и кресла, обитые красным плюшем, и журнальные столики. Мы эти столики сдвигали и раскладывали на них книги, тетради, фотографии. На занятия клуба «Хронос» приходили разные люди, с интересом слушали рассказчиков и вливались в наш коллектив. Клуб «Хронос» становился популярным и многолюдным. Мы здесь в библиотеке делали первые шаги на пути создания краеведческого музея, мы его осмысливали. Он рождался пока в нашем воображении.

Не пропускали ни одного мероприятия, проходивших в городе, будь-то презентация книги из разряда краеведческих, встреча с интересными для нас людьми. Посещали выставки и другие значимые мероприятия. На презентации книги Г, Л. Дайн «Игрушечных дел мастера» я познакомилась не только с самой Галиной Львовной, но и с героями её книги. Особенно понравилась Екатерина Михайловна Комарова – бабушка 93-х лет. Узнала её адрес и решила навестить. Идея записать на кинопленку её рассказ о прошлой дореволюционной жизни нашего города на примере судьбы её родителей и личной судьбы её самой  родилась при  первой же встрече. На это предложение, к моей радости, Екатерина Михайловна без раздумья дала согласие, и я поспешила в телекомпанию «Тонус» к Сергею Евгеньевичу Бокову, которому идея показалась интересной, и он, не откладывая её воплощения в долгий ящик, поручил съемку оператору Саше ….  Это был мой первый опыт работы с кинематографом. (Кинокомпания «Радонежье» появилась позже, в 1999 году). Фильм о судьбе семьи игрушечников Комаровых, живших в районе Штатных слобод, под названием «Жизнь прожить, не поле перейти», создавали с известным в городе человеком - учителем литературы Палагиным Юрием Николаевичем. Фильм живет. Его иногда, по просьбе зрителей, показывают на телеканале «Тонус». Екатерина Михайловна, оказалась талантливым артистичным рассказчиком, последним живым свидетелем прошлой жизни Сергиевского посада начала ХХ века.  Умерла Екатерина Михайловна в возрасте 95 лет. Я общалась с ней до последних дней её жизни.

Встреча с Екатериной Михайловной оказалась для нас обоих судьбоносной. Эта замечательная женщина, как я поняла, не могла уйти в мир иной, не передав будущим поколениям живущих рассказ, который сложился в её голове и который она, возможно, часто для себя повторяла, ожидая встречи с заинтересованным собеседником. Этим собеседником оказалась я. Так мы вместе выполнили свою предначертанную судьбой миссию.

Итак, первые дни и месяцы работы. Не могу пока сказать «музея». Его ещё нет. Он только в перспективе. Рождается пока в голове, мыслях и на бумаге. Пишу Устав музея, согласовываю этот важный документ с юристами, соответствующими службами в администрации района.  

За советами и консультациями хожу в отдел по делам культуры и туризма к руководителю отдела Галине Ивановне Субботе и её помощнице Наталье Михайловне Кочиной. Обстановка очень доброжелательная. Я числюсь в штате этой службы, то есть зарплату пока получаю в их бухгалтерии. Часто бываю в редакции газеты «Вперед», где с июля 1994 года выпускаю «Краеведческий вестник». Рабочего места у меня пока нет, работаю дома или в библиотеке. В клубе «Хронос» решаем глобальные вопросы: где расположится музей, каков будет его штат, каковы первоочередные шаги?   Клуб постепенно пополняется новыми членами, в него вливаются люди, готовые работать на общественных началах, писать материалы в «Краеведческий вестник». Назову имена этих добровольных помощников и истинных краеведов. Конев Евгений Александрович (театральная жизнь города), Будникова Татьяна Викторовна (медицина), Киневская Маргарита Борисовна и Красникова Александра Андреевна (педагогика), Перминова Людмила Александровна (литературная жизнь), Панин Федор Матвеевич (история сел и деревень), Рунов Константин Степанович ( замечательный рассказчик, собиратель открыток и прочих редких документов), Аникеев Евгений Александрович (краевед г. Хотьково), Шипин Алексей Васильевич (любитель природы, составил карту родников нашего края), Шишкин Анатолий Алексеевич  и Осипов Олег Павлович (спорт) и др.

.

КАК МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ СТАЛ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Кажется, это случилось в конце июля или в начале августа 1994 года.  К нам на заседание «Хроноса» заглянул директор музея Константин Васильевич Бобков. В дружеской обстановке, за чашкой чая он предложил муниципальному краеведческому музею стать структурным подразделением музея-заповедника. Музей-заповедник тогда уже готовился к переезду в Конный двор, а нам была предложена небольшая комната на втором этаже здания бывшей «Кузницы» в Аптекарском переулке. Я, конечно, поняла, что это предложение до заседания «Хроноса» обсуждалось и в Администрации района, и в музее-заповеднике, а возможно и в Москве, в Комитете по культуре Московской области. Вопрос, судя по всему, был решенным. Оставалось согласовать его с членами «Хроноса» - людьми известными и уважаемыми в городе. Что и было сделано в тот судьбоносный летний день.

Константин Васильевич Бобков ушел, а мы, ещё долго обсуждали это совершенно для нас ошеломляющее предложение, прикидывали все «за» и «против». Большинством голосов было принято решение: согласиться с предложением директора СПГИХМЗ войти в структурное подразделение музея-заповедника в качестве краеведческого отдела.

Предложенной Бобковым музейной комнатой в Аптекарском переулке мы воспользовались сразу, а официально, т.е. по записи в трудовой книжке, в структурное подразделение музея-заповедника вошли через несколько месяцев - в январе 1995 года. Так начиналась для нас новая по-настоящему музейная жизнь.

Л.В.-Гирлина.-Первый-рабочий-день-в-музее.-Кузница.-Январь-1995-г.jpg

            Л.В. Гирлина. Первый рабочий день в музее. Кузница. Январь 1995 г

Вспоминается ещё одно событие, которое в дальнейшем сыграло важную роль в жизни музея. По традиции накануне 1 сентября школьных работников приглашают в Большой зал Дворца культуры имени Гагарина по случаю начала учебного года. После торжественной части учителя расходятся по разным комнатам.  Мне предстояло выступить перед учителями истории и краеведения и рассказать о том, что в городе создаётся краеведческий музей.

По окончании выступления ко мне подошли Татьяна Васильевна Смирнова и Елена Викторовна Видная, изъявившие желание работать в музее. Через несколько месяцев мы вместе с ними уже работали над созданием во Дворце культуры им. Ю.А. Гагарина первой нашей выставки «Загорчане в годы Великой Отечественной войны», посвященной 50-летию Победы. И последующими выставками в западном корпусе «Конного двора» - «Князья Трубецкие в нашем крае» (сентябрь-октябрь 1996 г), «На рубеже Х1Х-ХХ веков (сентябрь- октябрь 1997г.), «Жизнь о. Александра Меня» (сентябрь 1997г.)

Выставка-Старый-город.-Конный-двор.-1997-г.jpg

    Выставка  «На рубеже Х1Х-ХХ веков. Сентябрь- октябрь 1997г.)  Конный двор. 

А пока я работаю одна. В эти первые теплые сентябрьские дни 1994 года, воспользовалась предложением Галины Ивановны Субботы, которая, в ответ на мой вопрос, чем заняться, возможно в шутку, ответила: «как чем? Ищите дом для музея!». И я пошла. Не знаю почему, но те прогулки по городу остались в моей памяти на всю жизнь. Я с удивлением для себя как бы открывала Сергиев Посад как знакомого незнакомца.  Одна, с друзьями-краеведами, а по выходным дням – с мужем,Валерием Александровичем Гирлиным, мы пешком и на нашем «Жигулёнке»  обошли и объехали весь город и его окраины, обследовали множество заброшенных, бесхозных, разрушающихся домов, пока не остановились перед двумя двухэтажными под №№ 1 и 3 домами на Вознесенской улице. Они не были бесхозными, но мы предполагали, что в ближайшем будущем тогдашних хозяев этих домов ждет новоселье. В строящемся здании ОВД на проспекте Красной Армии шли отделочные работы.

Выставка-Князья-Трубецкие-в-нашем-крае.-1996-г.jpg

                 Выставка «Князья Трубецкие в нашем крае» (сентябрь-октябрь 1996 г.)

«Надо брать» - решили мы на очередном заседании клуба «Хронос», понимая, что за эти старинные добротные дома конца Х1Х – начала ХХ века, до революции принадлежавшие купцам Коптелиным, придётся всерьез побороться. Написали справку с изложением их истории, пригласили фотографа Анатолия Максимова, с которым сделали много снимков не только самих домов, но и окружающей среды. Наш аргумент состоял в том, что будущий краеведческий музей, в качестве филиала Историко-художественного музея-заповедника (тогда мы думали, что он станет филиалом СПГИХМЗ) должен быть расположен в исторической части города. Начало Вознесенской улицы и примыкающий к этой улице район Нижних и Верхних слобод, Блинная горка с сохранившимися старинными домами (в скором времени они были безжалостно снесены) по нашим тогдашним понятиям, мог бы в дальнейшем стать идеальным историческим местом, раскрывающим историю не только Троице-Сергиевой лавры, но и города. Для большей убедительности, мы попросили художника Александра Киселева сделать акварельный рисунок выбранного нами места, каким он мог бы стать после его реконструкции.  Наши аргументы, которые были представлены в музей-заповедник К.В. Бобкову и в отдел культуры районной администрации Субботе Г.И.  сочли убедительными и по ним был составлен ДОКУМЕНТ о передаче двух домов №№ 1,3 по улице Вознесенской Сергиево-Посадскому историко-художественному музею-заповеднику под создание в них краеведческой экспозиции.

А между тем приближался 1995 год. Страна готовилась торжественно отметить 50-летие нашей Победы в Великой Отечественной войне. Мы еще не были сотрудниками Историко-художественного музея-заповедника, но были убеждены в том, что именно нам – будущим его сотрудникам предстоит сделать выставку, посвященную Великой дате. Серьезная подготовка к ней началась в октябре 1994 года. Главный вопрос, вставший перед нами, ГДЕ, на каких площадях проводить эту выставку. К.В. Бобков считал, что подойдет площадка, расположенная в южном корпусе Конного двора. Нам показывали то место, где сейчас расположен Музей Матрешки и примыкающие к нему помещения, в которых тогда велись ремонтные работы. Не надо было быть специалистами, чтобы понять, что при тех низких темпах ремонты, которые тогда велись, предлагаемая площадка в срок готова не будет.

Предстояло найти резервный вариант. Им стал Малый зал Дворца культуры имени Гагарина, который в то время активно не использовался. Дворец строил ЗОМЗ, и он был его хозяином. Мои личные переговоры с руководством завода, в редакции газеты которого я проработала более 20 лет, возможно, сыграли положительную роль. Плюс к этому были ходатайства от Администрации района и нашего музея.  В результате, мы получили разрешение на организацию выставки.

Началась активная подготовка. В ней приняли участие: Историко-художественный музей-заповедник, Отдел культуры Администрации района, члены краеведческого клуба «Хронос» и население города и района, к которому мы обратились через «Краеведческий вестник» газеты «Вперед» с просьбой оказать содействие в сборе экспонатов.

 

О ПЕРВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ВЫСТАВКЕ «ЗАГОРЧАНЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Выставка «Загорчане в годы Великой Отечественной войны», посвященная 50-летию Великой Победы, была открыта во Дворце культуры имени Ю.А Гагарина 8 мая 1995 года.

А готовили мы её четыре месяца и восемь незабываемых майских дней. Трудных и в то же время счастливых дней, когда, как нам казалось, никто, кроме нас самих, не верил до самого последнего часа, до последней минуты, что мы её всё-таки откроем.

8 мая в назначенный час открытие состоялось. Пришло много гостей, играл струнный оркестр. Как положено, говорили хорошие слова, перерезали красную ленточку… Подводя итоги проделанной работы, мы говорили тогда и говорим сегодня: эта выставка состоялась потому, что НЕ СОСТОЯТЬСЯ в год 50-летия Победы НЕ МОГЛА. Просто настал её час.  Именно по этой простой причине нам не пришлось прикладывать больших усилий, убеждать вышестоящие инстанции в необходимости её проведения. Механизм подготовки выставки с первого пуска заработал слаженно и четко, и работал почти без перебоев все четыре месяца и восемь дней.

На голом энтузиазме, как известно, далеко не уедешь, любое мероприятие требует финансового обеспечения. В том числе и наша выставка. Средства на её проведение выделил Областной комитет по культуре и туризму, чья поддержка, помощь и взаимопонимание стали реальностью, как только краеведческий музей влился в структуру Государственного историко-художественного музея-заповедника, став его отделом. Без методической и практической помощи сотрудников нашего музея такая выставка, какой мы её сделали, просто бы не состоялась. Я в этом твердо убеждена. Огромную работу по преобразованию кинозала ДК им. Гагарина в выставочный зал провели хозяйственная служба музея совместно с Комитетом по проблемам культуры. А Комитет рискнул даже взять на себя расходы по проектированию выставки, когда еще до конца не был решен вопрос, в каком помещении она будет и кто же даст средства на её проведение. Кстати, о помещении. Посетители выставки отмечают, что оно выбрано удачно. И с этим нельзя не согласиться. Проведение выставки – дело хлопотное не только для устроителей, но и для хозяев. Надо сказать, что Дворец культуры безропотно отнесся к нашему внезапному вторжению и помогал нам во всем.

 На выставке было представлено много экспонатов, документов и фотографий военной поры. Их по нашей просьбе предоставили общественные музеи: ЗОМЗа, Краснозаводска, Элетроизолита, ЗЭМЗа, школьные музеи, предприятия и общественные организации города и района. Мы не получили ни одного отказа. Военкомат достал для выставки маскировочную сетку, Трикотажная фабрика имени Розы Люксембург выполнила спецзаказ на изготовление той продукции, которую выпускала в годы войны. ЗОМЗ не только дал экспонаты своего музея, но и мебель военной поры, заводская типография напечатала пригласительные билеты на выставку, Краснозаводская средняя школа № 7 дала нам школьные парты военного времени, стоматологическая поликлиника – стеклянный медицинский шкаф, поисковая группа «Надо жить» - предметы войны, найденные во время экспедиций по захоронению солдат.

Выставка-Загорчане-в-годы-ВО-войны.-1995-г.jpg

     Экспозиция выставки "Загорчане в годы Великой Отечественной войны. 1995 г. 

География наших поисков не ограничивалась чертой города, Мы  познакомились практически со всеми общественными и школьными музеями района, сделали опись их экспонатов, договорились о передаче части их на нашу выставку, оформили документы и ,наконец, доставили вещи в ДК им. Гагарина. Этой нелегкой работой занимались старшие научные сотрудники краеведческого отдела Елена Викторовна Видная и Татьяна Валентиновна Анисимова. Они готовили краеведческую часть экспозиции.

Выставку с первых дней её работы начали называть художественно-краеведческой. Это справедливо, потому что холл на втором этаже клубной части (Малого зала нам не хватило) мы отвели работам художников-земляков – участников Великой Отечественной войны. А в краеведческую экспозицию органично влились работы местных художников на военную тематику. Нелегкую работу по подбору картин для художественной части выставки провела старший научный сотрудник краеведческого отдела Татьяна Васильевна Смирнова.

В начале статьи я назвала дни подготовки выставки трудными и в то же время счастливыми. Да, нам выпало счастье во время работы над экспозицией познакомиться со множеством замечательных людей нашего района. Каждый помогал, кто чем мог. Приносили фотографии, документы, вещи, писали воспоминания, рассказывали. Если по состоянию здоровья не могли прийти сами, знакомили по телефону и приглашали к себе домой. Увы, у нас не хватало времени, чтобы посетить всех, но мы сделали это после открытия выставки. Тема Великой Отечественной войны требует серьезного изучения. И эта работа ведется в нашем отделе постоянно.

Мероприятие-в-честь-Дня-учителя-на--выставке-Загорчане-в-годы-ВО-войны.-октябрь-1995-г.jpg

 Мероприятие в честь Дня учителя на  выставке Загорчане в годы ВО войны. октябрь, 1995 г.

Очень хочется назвать всех наших помощников. Но для этого потребуется много времени и места. Назову лишь главных, без помощи которых выставка была бы значительно беднее.

Татьяна Викторовна БУДНИКОВА. Неоценим её вклад в изучение местной медицины. Она постоянно была в поиске. Ходила по домам и организациям, расспрашивала людей, подкрепляла свои версии документами. Как много важных страниц истории нашего края открыла она для наших читателей. Практически раздел медицины на нашей выставке был сделан её руками.

Маргарита Борисовна КИНЕВСКАЯ и Александра Андреевна КРАСНИКОВА – наши замечательные учителя. Экспозиция «школьный класс» – одно из наиболее посещаемых мест выставки. Сколько добрых воспоминаний пробуждают фотографии учителей и учеников, учебники, деревянные ручки с перьями, чернильницы-непроливашки. Дети с удовольствием садятся за парты, за которыми много лет назад сидели их дедушки и бабушки, рассматривают учебники и тетради военной поры.

Не раз мы еще вспомним, как интеллигентно и настойчиво вы доказывали нашему художнику Саше Соболеву, считавшему экспозицию «Народное образование в годы войны» перенасыщенной экспонатами, что не поместить ту или иную фотографию нельзя. И художник уступал вашим настойчивым просьбам.

Людмила Александровна ПЕРМИНОВА выручала нас в самых критических ситуациях. Слово «нужно» для неё, как, впрочем, и для всех наших краеведов, звучало как заклинание. Очень надёжный и верный помощник.

Есть ещё один человек, о котором я не могу не вспомнить. Это Евгений Александрович КОНЕВ – глубокий знаток истории нашего края, приложивший немало усилий для создания краеведческого музея. Жаль, что по состояния здоровья он не разделил с нами радость создания выставки. Но он всегда был с нами – наш главный консультант и наставник.

Верными нашими помощниками были Галина Ивановна Суркова и Валентина Ивановна Тулина, Георгий Петрович Корнеев и Тамара Сергеевна Стулова, Леонид Алексеевич Малых и Анатолий Иванович Голубев, Валентина Александровна Булынина и Николай Александрович Никулин, Светлана Михайловна Лазутина, Григорий Ефимович Агеев, Федор Федорович Починин, Инна Федоровна Туренко, Людмила Григорьевна Галицкая, Василий Иванович Шишкин, семьи Горшковых, Петровых, Куликовых, Слезкиных и многие, многие другие.

Сотрудники-отдела-и-краеведы.-Кузница.-1997-г.jpg

                             Сотрудники отдела и краеведы. Кузница. 1997 г.

Люди, о которых я рассказала и о которых предстоит рассказать,- наши добровольные помощники, краеведы - очень разные по характеру, но главное, что их объединяет, любовь к родному городу, его людям, его историческому прошлому. Они работали и продолжают работать преданно и совершенно бескорыстно, одержимые большим желанием сделать все, чтобы не оборвалась тонкая нить памяти между прошлым и будущим.

 Л. Гирлина,

зав отделом «История и культура Сергиево-Посадского края ХХ века»

с 1995 по сентябрь 1998 года.