Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сборник материалов к 100-летию музея

Экспонат №1

Музей начинается с экспонатов, и навряд ли кто-то может серьезно оспорить это утверждение. А поскольку все музейные предметы посчитаны и внесены в различные учетные книги, то у каждого музея есть экспонат под №1. На самом деле, таких произведений обычно несколько, так как общий предметный фонд делится на разнообразные коллекции, которые имеют свою нумерацию.

В этой рубрике мы познакомимся с коллекциями и с «первыми» номерами этих коллекций из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

                  КП-ИХО-1.jpg                              

Напрестольное Евангелие,КП-ИХО №1.

Коллекция историко-художественного отдела начала формироваться вместе с созданием нашего музея. И именно об экспонате, записанном в книге поступлений ИХО под первым номером, можно сказать однозначно: «С него начался Сергиево-Посадский музей». Этим экспонатом является напрестольное Евангелие, вложенное в Троице-Сергиев монастырь царем Михаилом Федоровичем Романовым и его отцом патриархом Московским Филаретом Никитичем в 1632 г. Драгоценный оклад книги, выполненный из золота и украшенный драгоценными камнями, жемчугом и разноцветными эмалями, изготовлен в мастерских Московского Кремля Гаврилой Овдокимовым и является одним из лучших образцов искусства столичных златокузнецов первой половины XVII в.

Однако в Сергиево-Посадском музее сохранилось только описание этого уникального памятника, а само произведение можно увидеть на экспозиции Оружейной палаты Музеев Московского Кремля, куда оно было передано в 1928 г. по распоряжению Главнауки, государственного органа, управлявшего в 1921-1930 гг. музейными учреждениями.


Инв.jpg            

                         Панагия (нагрудная иконка). XIII в. Инв.№1-ИХО; ЗВ №1

В инвентарной книге историко-художественного отдела (одной из самых многочисленных коллекций нашего музея) под первым номером числится панагия (нагрудная иконка) из глухого сердолика, датируемая XIII в. В настоящее время произведение находится на экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII веков».

За время музейного существования памятника информация о нем претерпела существенные изменения. Благодаря научным изысканиям сотрудников музея ныне панагия датируется первой половиной XIV в. и приписывается работе новгородского мастера. Также предполагается, что нагрудная иконка могла принадлежать сыну Ивана Грозного царевичу Ивану и была вложена в Троице-Сергиев монастырь Иваном Васильевичем в память об умершем сыне.

Под первым номером панагия также значится в книге учета изделий, изготовленных из золота в сочетании с другими материалами (ЗВ).

Из золота 900-й пробы выполнена оправа произведения, ее украшают 4 кварца, 4 перламутровых зерна и 1 жемчужина (на оглавии). А сама пластина с резными изображениями на лицевой стороне Спаса на престоле, а на обороте головы Медузы в 2002 г. экспертами Государственной пробирной палаты была переопределена из сердолика в халцедон.

 СБ-1.jpg

                                                             Панагия. XVI в. СБ №1

Художественных предметов, выполненных исключительно из серебра, в Сергиево-Посадском музее насчитывается около тысячи. Первым номером «серебряной» коллекции является двустворчатая панагия с накладным литым изображением Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом на внешней поверхности правой створки. Произведение не отличается уникальными художественными достоинствами, но имеет неоспоримую историческую ценность, поскольку оно принадлежало представителю известного княжеского рода Глинских. Правда, кому конкретно – неизвестно. Панагия поступила в музей из ризницы Троице-Сергиевой лавры. Исследователи предполагают, что она могла быть вложена в обитель в память о Михаиле Львовиче (ум. 1584), Василии Михайловиче (ум. 1565) или Иване Михайловиче Глинском (ум. 1602). Все они погребены в Троице-Сергиевом монастыре.

Панагию можно увидеть на экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII веков».

 

СВ-1.jpg

                                        Панагия (нагрудная иконка). XIV в. СВ №1

Коллекцию художественных произведений, выполненных из серебра в сочетании с другими материалами, открывает небольшая панагия (нагрудная иконка) с изображением трех святых. Сама икона изготовлена из алевролитового сланца, широко распространенного на Руси камня: доступного, недорогого и не очень твердого. А вот оправа и оглавие - из высокопробного серебра (9160). Особую декоративность оправе придает сканный узор в виде крупных и мелких завитков, выложенных проволочным жгутом, а также необычный десятиконечный сканный крест на оглавии.

На иконке в центре изображен Николай Чудотворец, а по сторонам - целители Козьма и Демьян, держащие в руках ковчеги-реликварии. Состав святых, несколько архаичный характер их изображения, позволяют исследователям выдвинуть версию о новгородском происхождении памятника и датировать его первой половиной XIV в. Вероятно, первоначально иконка было покрыта позолотой. Сохранились лишь ее небольшие фрагменты. Этот технический прием практически не известен по другим средневековым памятникам Руси.

В настоящее время иконка представлена на экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII веков».

 

ЗБ-1.jpg

                                    Дробница из золота 958 пробы. XVI в. ЗБ №1

Коллекция произведений, изготовленных исключительно из золота, – одна из самых малочисленных в нашем музее. Она насчитывает всего 44 предмета. 26 из них – это дробницы с оклада на икону «Святая Троица» письма Андрея Рублева, созданного по заказу царя Ивана Грозного мастерами Московского Кремля в середине XVI в.

Под первым номером значится овальная дробница из золота 958 пробы с изображением митрополита Ионы, наведенным чернью бархатисто-черного цвета. Святитель представлен в рост, одетым в крестчатый саккос, с крестчатым же омофором на плечах. Черневой рисунок выполнен настолько легко и точно, что создается впечатление, будто мастер имел дело с пером и бумагой, а не с резцом и металлом.

Изображения митрополита Ионы получили широкое распространение после его общероссийской канонизации в 1547 г. В сонме святых ему отводилась роль нового покровителя Москвы и Московского государства, идеала святительского служения.

Дробниц находится в составе реконструированного оклада на икону «Святая Троица» письма Андрея Рублева на экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII веков».

 

Зав. отделом "Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII вв."     Галина Павловна Черкашина