2025
Выставка «Прекрасное средневековье. Образ женщины Древнего Новгорода»
(8 марта 2025 - 1 июня 2025) Восточный корпус музейного комплекса «Конный двор»
(8 марта 2025 - 1 июня 2025) Восточный корпус музейного комплекса «Конный двор»
Выставка «Шёлком, золотом и серебром...». Шедевры лицевого шитья северных монастырей из коллекции Кирилло-Белозерского музея-заповедника
(13 марта 2025 - 30 мая 2025) Выставочный зал Ризницы Троице-Сергиевой лавры
(13 марта 2025 - 30 мая 2025) Выставочный зал Ризницы Троице-Сергиевой лавры
Выставка Царские врата из иконостаса Троицкого собора
(10 апреля 2025 - 15 июня 2025) Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков» в Ризнице Троице-Сергиевой лавры
(10 апреля 2025 - 15 июня 2025) Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков» в Ризнице Троице-Сергиевой лавры
Архив выставок в музее
Выставка Царские врата из иконостаса Троицкого собора
В 2025 г. исполняется 600 лет со времени создания иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.На самом деле, письменные источники не донесли до нас информацию о конкретных сроках работы, поэтому древние иконы иконостаса принято датировать «около 1425 года».
Иконостас XV в. включал местный, деисусный, праздничный и пророческий ряды.
Посередине местного ряда по традиции были устроены Царские врата.
В 1643 г. их заменили на новые, данные царем Михаилом Федоровичем Романовым по случаю тридцатилетия нахождения на престоле.
Куда перенесли старые Царские врата, неизвестно. В монастырских документах они появляются только в 1735 г. при описании иконостаса церкви Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1635–1637 гг. стараниями келаря Александра Булатникова: «А в церкви Царские двери, на них написано Благовещение да четыре Евангелиста; у Богоматери и у Архангела и у Евангелистов венцы сканые, подпись на серебре, поля и оплечье обложены серебром резью; а около Царских дверей оклад ветх».
Почти 200 лет древние Царские врата иконостаса Троицкого собора располагались в храме Зосимы и Савватия Соловецких, и именно оттуда они в 1920 г. поступили в Сергиевский музей.
За время нахождения в монастыре первоначальный вид створок изменился.
В конце XVIII в. их существенно увеличили – надставили как по ширине, так и по высоте. В первой половине XIX в. на нижних надставках высотой 50 см местные мастера написали аллегорические изображения ветхого и Нового завета. На одной из створок находилось изображение иерусалимского храма и стола с агнцем и мечом, на второй – изображение церкви и престола с евангелием.
В 1834 г. Царские врата были украшены новым серебряным чеканным окладом.
В 50-е годы прошлого века началась многолетняя работа по восстановлению первоначального облика уникального произведения. Сначала с него сняли оклад XIX в., затем реставраторы Н.А. Баранов и А.Н. Баранова удалили поздние деревянные надставки и раскрыли живопись.
В настоящее время древние Царские врата, происходящие из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, специалисты считают одними из немногих бесспорных произведений, выполненных мастерами артели прославленного Андрея Рублева.
Также существует исследовательская версия, что иконы написаны непосредственно преподобным Андреем Рублевым и его сотоварищем преподобным Даниилом Черным.