(22 ноября 2022 - 7 января 2023)
Адрес: Московская область, г. Зарайск, ул. Музейная, д. 1а
(7 апреля 2023 - 10 сентября 2023) Музей военной формы Российского военно-исторического общества
(25 мая 2023 - 30 сентября 2023) Ярославская область, г. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
(2 августа 2023 - 20 августа 2023) ФГБУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»
(7 сентября 2023 - 19 ноября 2023) Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева
Архив выставок вне музея
«Русская тройка»
Сюжет с изображением лихой тройки запряженных лошадей является самым романтичным и поэтичным образом русской зимы, которое и сегодня погружает в атмосферу народных гуляний, пестрящих яркими красками костюмов и звучащих задорными песнями и веселыми плясками.
В России почитали лошадей испокон веков. Образ небесного всадника-триумфатора перекочевал из глубокой древности в христианскую иконографию. Верхом на конях изображаются святые князья Борис и Глеб, пророк Илия восходит на небо в запряженной лошадьми огненной колеснице. Белый конь святого Георгия символически указывает на победу небесных сил над дьявольской сущностью разимого копьем змия.
Лошадь вплоть до конца XIX века оставалась главным средством передвижения в городе, сельской местности, была незаменима как в бою, так и в хозяйстве. Традиция изображения коней уходит далеко в историю: в индоевропейской мифологии им принадлежит особое место, которое объясняется их ролью в быту и переселениях древних людей. На лошадях передвигаются по небу, воде и земле боги и герои. Авторы средневековых бестиариев отмечали, что кони славятся своей кротостью и радуются сражениям. Изображение коня в русском народном искусстве обусловлено его неоценимыми качествами в жизни человека, потому этот мотив широко присутствует как в вышивке, резьбе, росписи, так и в фольклоре.
С самого своего возникновения в XVI веке Зарайск был и местом сбора военной поместной конницы и важным региональным торговым центром. Здесь регулярно проходили ярмарки, на которые торговцы привозили ткань и продукты, а на ежегодных конных ярмарках продавалось около двух тысяч лошадей. К началу XX века большим стимулом для развития коневодства стали сельскохозяйственные выставки, в том числе представлялись коневодческие хозяйства и заводы, лучшие из которых награждались особой премией. Зарайцы считались отличными конезаводчиками и продавали лошадей жителям соседних уездов и барышникам.
На выставке «Русская тройка» были представлены изделия мастеров народных художественных промыслов – их авторские интерпретации, в которых с любовью воспета красота столь излюбленного художниками зимнего сюжета. Предметный ряд был не просто посвящен народным промыслам – он раскрывал все многообразие этой темы в национальном творчестве: от федоскинских шкатулок до скульптурных интерпретаций русских троек, созданных мастерами Богородского и Гжели, и это позволило проследить исторические этапы сохранения преемственность традиций и вместе с тем – авторский язык художников.
Выставка «Русская тройка» проводилась в рамках Года культурного наследия народов России и представляла предметы из фондов Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль», Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и филиала Объединенного мемориально-художественного музея-заповедника «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева и народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных»» – Федоскино.