Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Дата:
23 сентября 2021 - 30 июня 2022
Режим работы:

Среда, четверг, воскресенье с 10.00 до 18.00,   

пятница с 10.00 до 17.00

суббота - с 10.00 до 19.00


Выходные дни: понедельник и вторник

Санитарный день: последняя среда каждого месяца  



Режим работы кассы:
Среда, четверг, воскресенье
 с 10.00 до 17.30, 

пятница - с 10.00 до 16.30

суббота с 10.00 до 18.30      

Экскурсии по тел.: 

(496) 540-53-56

8 (985) 040-45-17 и 

на сайте музея.

Купить электронные билеты на сайте музея



Стоимость билетов:
от 80 руб./чел.

Подробнее в разделе Стоимость входных билетов

«Царственный богомолец. Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь»

         
  

Выставка закрылась 30 июня 2022, но часть произведений иконописи, декоративно-прикладного искусства, памятники книжности и другие артефакты XVI века в настоящее время представлены самостоятельным комплексом в экспозиции  «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв.»

   4 сентября 1530 г. в Троице-Сергиевом монастыре торжественно крестили наследника престола – княжича Ивана, долгожданного сына Василия III. Совершал обряд игумен Иоасаф (Скрипицын), впоследствии митрополит всея Руси. Младенца поднесли к иконе Троица, письма Андрея Рублева, и положили на раку с мощами преподобного Сергия Радонежского. 

С этого времени началась богатая история взаимоотношений Ивана Грозного с обителью преподобного Сергия. С детства государь был усердным богомольцем Троице-Сергиевой обители, куда ездил ежегодно, а иногда несколько раз в год. Царь являлся щедрым жертвователем – выдал в монастырь более сотни жалованных грамот, давал богатые вклады деньгами и землями, содействовал строительству крепостных стен, а в 1559 г. заложил огромный Успенский собор, превышающий размерами московский соборный храм. 

Примеру государя следовали члены его семьи и московское боярство, подававшие в обитель богатые вклады – деньги, вотчины, книги, драгоценную утварь. Однако в эпоху опричнины богомольная идиллия была разрушена. Царь удалился в Александрову слободу, где создал некое подобие своего монастыря. Он реже посещал Троице-Сергиеву обитель, сократил количество жалованных грамот. В 1573 г. в одном из посланий Грозный написал: «Иссякло в Троице-Сергиевом монастыре благочестие – и монастырь оскудел».

Трагическая смерть царевича Ивана Ивановича, павшего жертвой отцовского гнева, заставила Ивана Грозного возвратиться в Троицу. 6 января 1581 г. произошло тайное покаяние царя перед троицкими старцами Варсонофием (Якимовым) и Евстафием (Головкиным). По словам троицкой Вкладной книги, самодержец «шесть поклонов в землю челом положил со слезами и рыданием». На помин души царевича Иван IV дал колоссальный денежный вклад – 5 500 рублей. На эти средства было завершено строительство Успенского собора.

Произведения иконописи, декоративно-прикладного искусства, памятники книжности и другие артефакты XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника повествуют об эпохе и личности царя Ивана Грозного, его связях с Троице-Сергиевым монастырем, богомольных традициях государя и драматических поворотах истории его царствования. 

Кураторы выставки: зав. отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - нач. XX вв.» Токарева Татьяна Юрьевна и ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - нач. XX вв.» Сергей Юрьевич Шокарев.


Видеоэкскурсия по выставке (ведущие - кураторы выставки Татьяна Юрьевна Токарева и Сергей Юрьевич Шокарев):


Репортажи об открытии выставки:

Телеканала "Культура":

ТВР24:


ТК ТОНУС:



Расширенный репортаж:


Неизвестный художник. Середина XVIII в. Портрет царя Ивана Грозного. СПМЗ Холст, масло Евангелие. 1560 г. Вклад архимандрита Меркурия Дмитровца в Троице-Сергиев монастырь.  Дерево, кожа, недрагоценный металл, ткань, краски, серебро; полуустав, живопись, чеканка, золочение Евангелие. 1560 г. Вклад архимандрита Меркурия Дмитровца в ТСМ.  Дерево, кожа, недрагоценный металл, ткань, краски, серебро; полуустав, живопись, чеканка, золочение Евангелие. Евангелист Марк. Фрагмент миниатюры. 1560 г. Вклад архимандрита Меркурия Дмитровца.  Дерево, кожа, недрагоценный металл, ткань, краски, серебро; полуустав, живопись, чеканка, золочение Евангелие. Вклад дьякона Ионы Зуя в Троице-Сергиев монастырь. XVI в. Дерево, бумага, ткань, кожа, серебро; литье, гравировка, чернь,  золочение, полуустав, живопись Евангелие. Евангелист Марк. Вклад дьякона Ионы Зуя в ТСМ. XVI в. Дерево, бумага, ткань, кожа, серебро; литье, гравировка, чернь,  золочение, полуустав, живопись Евангелие. Фрагмент. Вклад дьякона Ионы Зуя в ТСМ. XVI в. Богоматерь Владимирская. 1570 г. Иконописец Давид Сирах.  Дерево; темпера Содержит надпись на обороте: 7079 (1570) м сенте в 6 днь пи […] я образ при великом цри Иване Василевич все Рус Блгорс [?] мъ [?] и Козанскам при митрополите Антонии писал Двдъ Сирах Икона-складень трехчастная «Праздники и избранные святые». Вторая половина XVI в. (фрагмент). Дерево, недрагоценный металл, кожа, серебро, перламутр, альмандины, бирюза, стекло; темпера, резьба по перламутру, гравировка, скань, золочение Икона «Богоматерь Донская». Вторая половина XVI в. Принадлежала печатнику Борису Ивановичу Сукину. Дерево, камка, недрагоценный металл, золото, серебро, сапфир, рубины, шпинель, жемчуг; чернь, золочение, эмаль, чеканка, шлифовка, низание жемчугом Чаша. Вторая половина XVI в. Серебро, золочение, чеканка, резьба, ковка. Содержит надпись на венцах: «Божиею милостию царя и великого князя  Ивана Васильевича господаря всея Руси сына царевича князя Федора» Чаша. Вторая половина XVI в. Серебро, золочение, чеканка, резьба, ковка. Фрагмент иконы «Кирилл Белозерский».  Предположительно, вклад царицы Анастасии Романовны  и княгини Ульяны, супруги Юрия Углицкого,  брата Ивана Грозного. XVI в. в ТСМ. Недраг-ый металл, дерево, ткань, серебро;  темпера, чеканка, чернь, эмаль, золочение