Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости науки

22.11.2019 г.

В ноябре 2019 года вышел из печати второй номер научного журнала Московской духовной академии «Церковный историк». Главный редактор выпуска - кандидат богословия, профессор, заведующий кафедрой церковной истории А.К.Светозарский, ответственный редактор - старший преподаватель той же кафедры И.Е.Кожевников.

В номер вошли не только труды преподавателей и студентов Академии, но и статьи «союзников по науке» (как сказано на сайте кафедры церковной истории МДА). Среди них особо отмечены исследования сотрудников Сергиево-Посадского музея-заповедника. Авторами одной статьи, которая посвящена истории каменной иконы XV в. Богоматери «Смоленской», являются заведующая отделом «История и культура Сергиево-Посадского края» Татьяна Токарева и ведущий научный сотрудник того же отдела Нина Холодкова.  Вторая статья - Нины Холодковой - рассказывает о судьбе Царских Чертогов Троице-Сергиевой лавры в советский период.


21.11.2019 г.

20 ноября завершены работы по реконструкции средневековой печи, найденной в 2019 году на территории Троице-Сергиевой Лавры недалеко от Каличьей башни Подмосковной экспедицией Института археологии РАН под руководством А.В.Энговатовой и М.А.Курицына. Печь частично реконструирована архитектором Н.В.Патрикеевой при участии сотрудников археологического отдела музея, по образцу аналогичной печи XVI века, найденной в монастыре в 2017 году. Эта небольшая печь, топившаяся «по-чёрному», вероятно, использовалась для приготовления пищи строителями первой кирпичной стены монастыря XVI века.


12.11.2019 г. Подготовлен к печати новый альбом

Подготовлен к печати альбом  «Традиционная одежда Рязанской губернии XIX – XX вв. в собрании Сергиево-Посадского Государственного музея-заповедника» (автор – ведущий научный сотрудник отдела  «Русское народное искусство XVIII - начала ХХ вв.»  Г.В. Соколова).

 Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник обладает одной из самых крупных и разнообразных коллекций традиционной одежды  Рязанской губернии XIX –  XX в.  В настоящее время она насчитывает около 1500 предметов. Среди них: несколько десятков полных  костюмных ансамблей, до тысячи единиц отдельных предметов одежды (рубахи, понёвы, передники, шушки, шушпаны, нагрудники, сарафаны и др.), около шестидесяти головных уборов и их элементов и более восьмидесяти поясов. Дополнением костюмов служат различные аксессуары:  бисерные нагрудные и шейные украшения, бусы. В рязанскую коллекцию входит обувь (лапти, сапоги).

При подготовке данного издания было проанализировано свыше полутора тысяч единиц хранения, значительная часть которых (до пятисот) составил иллюстративный ряд. Формируя состав альбома, автор ставил перед собой задачу дать представление о наиболее выразительных в художественном отношении традиционных комплектах и отдельных предметах одежды,  аксессуарах, редких образцах узорного ткачества и вышивки, хранящихся в собрании СПМЗ. Предпочтение отдано одежде, сохранившей наиболее архаичные формы, которые прослеживаются в крое или в украшении. Альбом дополнен фотоснимками жителей в традиционных костюмах, выполненными  фотографом музея Г.Н. Плахутой во время экспедиции 1997 года.

1-сокол-книг.jpg#exp#
2-сокол-книг.jpg#exp#
3-сокол-книг.jpg#exp#
4-сокол-книг.jpg#exp#
5-сокол-книг.jpg#exp#


01.11.2018 г.  К юбилею Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры

Ровно сто лет назад, 1 ноября 1918 года, Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата Просвещения утвердила постановление о национализации Троице-Сергиевой лавры. С этого дня официально начала свою работу Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры в составе И.Е. Бондаренко, Ю.А. Олсуфьева, П.А. Флоренского, М.В. Боскина, П.Н. Каптерева, Н.Д. Протасова, Т.Н. Александровой-Дольник. В 1920 г. им на смену пришли А.Н. Свирин, В.Д. Дервиз, В.И. Соколов, В.Ф. Мей, В.И. Хрустачев, продолжил работу Ю.А. Олсуфьев. Первые годы в состав Комиссии входили реставрационные группы по архитектуре, иконописи и шитью, командированные Музейным отделом Наркомпроса, и трудовая артель по охране Лавры, в которой к концу марта 1919 года состояло 116 человек братии монастыря.

Комиссия осуществляла свои полномочия до 1925 года, когда был сформирован административный аппарат Сергиевского историко-художественного и бытового музея. С первых месяцев и на всем протяжении ее деятельность определяли специалисты с университетским образованием, серьезной профильной подготовкой, наделенные высоким уровнем духовной и интеллектуальной культуры. Работая в содружестве, с полным пониманием конечной цели, они сумели сформулировать задачи музейного строительства, изложенные в Проекте музея Троице-Сергиевой лавры в ноябре 1918 года, и последовательно идти намеченными путями.

За годы работы Комиссии открыли двери первые музейные экспозиции – Древлехранилище (Ризница), музей Лавры в Митрополичьих покоях, Архитектурный отдел и др., сделаны научные открытия в реставрации древнерусской живописи и шитья, появились первые научные публикации памятников Троице-Сергиевой лавры. На основе монастырской документации был выявлен состав историко-художественного наследия, намечены основные направления научных исследований, предложены методики атрибуции, каталогизации и презентации памятников древнерусского искусства. Усилиями команды единомышленников, объединившихся вокруг проекта монастыря-музея, были заложены основы музейной деятельности, созданы условия для перехода церковного имущества в статус памятников культуры, о чем свидетельствует один из наиболее ранних и известных актов в сфере охраны наследия – декрет 1920 года «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры».

постановление.jpgфото 1
декрет.jpgфото 2
древлехранилище.jpgфото 3

М.А. Гаганова, ст.н.с. музея, кандидат исторических наук

  На фото:

1  Постановление о создании Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры от 1 ноября 1918 г.,

2  Декрет СНК РСФСР о создании музея от 20 апреля 1920 г. Подписан председателем Совета Народных Комиссаров В.И. Ленином

3  Древлехранилище (Ризница). Фотография. 1920-е годы


06 июня 2018г.

Сегодня исполняется 9 дней со дня смерти Белобровой Ольги Андреевны.
 

Ольга Андреевна Белоброва

(28.08.1925 – 29.05.2018)

бел-3.jpg Коллектив Сергиево-Посадского музея-заповедника глубоко скорбит в связи с кончиной Ольги Андреевны Белобровой – крупного исследователя русской культуры, искусствоведа, музейного работника, литературоведа, текстолога, источниковеда. Она глубоко знала наше музейное дело. Ее имя навсегда вписано в историю Загорского (ныне Сергиево-Посадского) музея-заповедника, в который она  была приглашена в конце 1953 г., спустя некоторое время после окончания искусствоведческого отделения Ленинградского университета. С 1954 г. по 1964 г. Ольга Андреевна занимала в музее ответственную должность Главного хранителя.

Много сил и энергии она  отдала здесь организации и постановке на научную основу такой важной работы, как учет и хранение музейных ценностей. Заложенные ею традиции сохраняются до сих пор.

Ольге Андреевне принадлежит и честь возрождения в музее в 1950-1960–е  годы, вместе со своими коллегами, научно-исследовательской работы. Именно в Загорском музее-заповеднике появились её первые публикации по иконографии Максима Грека, о портретах видного политического и церковного деятеля XVII в. Дионисия Зобниновского, о посольстве константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому, напечатанные в Сообщениях Загорского музея-заповедника в 1958 и 1960 г.

С 1964 г. Ольга Андреевна перешла на работу в Отдел древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом), который возглавлял тогда Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Здесь во всю силу проявился её творческий научный потенциал. Имя Ольги Андреевны Белобровой стоит в ряду самых выдающихся учёных и общественных деятелей Пушкинского Дома.

Свои связи с музеем она сохраняла до последних дней жизни: являлась членом Ученого совета музея, постоянным участником проводимых в музее научных конференций, юбилейных торжеств, помогала советами.

 

Светлая память об Ольге Андреевне -  Человеке с большой буквы: добром, честном, великодушном – навсегда останется в наших сердцах.


bel-1.jpgbel-2.jpg



14.04.2017 г.

 Завершена работа над каталогом «Драгоценные панагии, иконы, образ-ки XVIII-XIX веков из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника». В течение пяти лет над ним работала заведующая отделом филиала СПМЗ «Ризница Троице-Сергиевой лавры» Л.А. Шитова. 

Большенство драгоценных наперсных знаков первоначально являлись собственностью выдающихся троицких священноархимандритов. Позже они были подарены в лаврскую ризницу при жизни или поступили туда после кончины владельцев по завещанию.
Лаврское собрание панагий поистине уникально. В каталог вошло семьдесят семь произведений из золота и серебра, камня, кости, дерева, на каждый из которых был собран полный архивный материал из Вкладных и Описных книг архива Троице-Сергиевой лавры.

panag1.jpg

panag2.jpg


 
Исследование панагий ризничного собрания Троице-Сергиевой лавры, подтвержденное значительным документальным корпусом, дает уникальную возможность разобраться в терминологии и назначении, как статусных ар-хиерейских панагий, так и личных наперсных икон-образков. В Новое время каждый драгоценный наперсный знак, выполненный, как правило, лучшими ювелирами, выражал стилистическое миропонимание своего времени.  
Настоящий каталог имел целью изучить и систематизировать панагии в хронологическом и тематическом контексте, осмыслив видовые особенности материала.