Научные работы
Реалии быта «троицких сидельцев» по свидетельствам очевидцев и официальной традиции
Т.Ю. Токарева (Сергиев Посад)
12 января 1610 года побежал от монастыря Сапега….
Сегодня, 22 января 1610 года (12-го по ст. ст.) закончилась знаменитая Троицкая осада, длившаяся 16 месяцев. Именно в этот день «побежал от Троицкого монастыря Сапега».
Тем не менее, многие вопросы истории осады остаются малоизученными. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с тем, как содержались люди в крепости во время осады, как было организовано обеспечение сидельцев продовольствием, какие они получали на раны «потешения», из чьей казны и каким образом воинским людям выплачивалось жалование, на что жили их дети и жены читайте в малоизвестной статье Т.Ю.Токаревой «Реалии быта «Троицких сидельцев» по свидетельствам очевидцев и официальной традиции», опубликованной в сборнике материалов Второй Всероссийской научной конференции «Смутное время: итоги и уроки».
Основное внимание в трудах по истории осады Троице-Сергеева монастыря уделялось военной теме. Лишь некоторые авторы касались отдельных аспектов быта и содержания «осадных сидельцев», в том числе в связи с поиском причин внутренних конфликтов.1 Между тем, такие вопросы, как обеспечение троицких ратников продовольствием, выдача жалованья, содержание и лечение раненых, погребение погибших и другие, о которых имеются сведения в источниках, заслуживают отдельного изучения.2
В настоящее время утвердилось мнение, что ратные люди обеспечивались всем необходимым от Троице-Сергиева монастыря, «так как своего было мало запасено». Однако почти нигде не конкретизируются условия содержания людей в крепости, менявшиеся на протяжении осады.
Между тем, установившийся в монастыре порядок по обеспечению сидельцев питанием и жалованьем, оказывал влияние на ситуацию в осажденной крепости. Причины внутренних противоречий многие видят в том, что ратные люди «нечестно» живут и что их претензии к властям монастыря необоснованны. Воины же, «полагая, что их труд на поле брани и пролитая кровь требуют большего вознаграждения, стали проявлять недовольство властями монастыря».3 Чтобы выяснить истинные причины противоречий, возникших в среде осажденных, необходимо тщательно исследовать все известные источники.
Ныне известно более 20 подлинных источников очевидцев осады.4 Интересующие нас сведения содержатся в № 346 - Отписке властей монастыря, датируемой осенью-зимой 1609-1610 гг.; в № 348 - Отписке старцев от 3 июля 1609 г.; в № 349 - Письме Соломониды Ржевской от 5/6 июля 1609 г. и других.5
Остановлюсь на некоторых вопросах организации продовольственного обеспечения. Этот аспект истории осады упоминается лишь при описании жалоб слуг и стрельцов, по мнению многих историков, необоснованных. Однако претензии большинства ратных людей, «кровь свою проливающих», к монастырской администрации не лишены оснований. Дело в том, что возмущение воинов происходило из очевидной разницы в продовольственном обеспечении ратных людей по сравнению с троицкой братией. Прежде чем рассмотреть сведения, приведенные в источниках, напомним, что осада началась в конце сентября, когда монастырь уже заполнил свои кладовые продуктовыми запасами на год, предназначавшимися не только на монастырский обиход, но и на продажу. Кроме того, нельзя исключать и наличия собственных запасов у части сидельцев, пришедших в обитель заблаговременно со всем имуществом.
Отписка троицких властей царю, которая датируется И.О. Тюменцевым концом 1609 - началом 1610 г. (№ 346), содержит наибольшее количество подробностей по интересующей нас теме. В ней рассматриваются жалобы московских стрельцов и троицких слуг на скудное обеспечение продовольствием, недостаток денег, платья и разные «оскорбления», которые видели они в установленном властями обители порядке. Оправдываясь перед государем, монастырское начальство сообщало, что выдачи и «кормы» осуществлялись различным воинским чинам на разных условиях. Так, московских стрельцов кормили в начальный период осады в келарской палате, «неучетом, досыти», запрещая выносить съестное. Однако стрельцы «насильством» хлеб выносили и продавали, о чем доложено было окольничему и воеводам. Власти, посчитав вынос хлеба серьезным нарушением правил, изменили порядок кормлений. Было велено выдавать стрельцам по четверти хлеба на четверых два раза в день - к обеду и к ужину. Кроме хлеба выдавалась им каша и некая рыба, но сведения по рыбным порциям в источниках не совпадают. Власти утверждали, что рыбу стрельцам они давали четыре раза в неделю с начала осады и «по ся места» (т.е. по ноябрь 1609 - январь 1610 г.), а стрельцы - что рыбу получали только дважды в неделю. При этом власти не сообщают царю, сколько именно и какой рыбы получали московские стрельцы. Расходятся показания и о хлебе. Стрельцы жалуются, что хлеб, который выдавался им ежедневно один на 16 человек, был низкого качества, из ржаной муки с мякиной,6 из которого, кроме того, были вырезаны «середки» (т.е. «выпотрошенный»). Власти отвечают, что такого хлеба стрельцам не давали, но при этом добавляют, что «немного того было, примешивали в хлебы муки ячные ко ржаной, и то без мякины».
Монастырское начальство лукавит, передавая жалобу стрельцов царю: «а иным де дают того лутчи», пряча за туманным выражением свое привилегированное положение. Требование же стрельцов кормить их наравне с братией, излагают витиевато, не договаривая: «а нам было (бы) пригоже собою всякое крепкое начало положити, и наперед ко всякой жестокой естве себя понудити». Это показывает, что жалуются стрельцы не напрасно.
Троицкие слуги также неоднократно просили монастырское начальство обеспечивать их равной с братией «порцией», чтоб им «давали еству братцкую», но, как свидетельствует источник, получают отказ. Старцы писали: «да тебе ж, государю, били челом слуги троицкие о еде, чтоб им давати еству брацкую», а «мы, государь, слуг (в том) утешити не можем». Свой отказ они объясняли тем, что слуги с лета 1609 г. не хотели питаться вместе с братией в «трапезе», а просили выдавать им «братскую» еду - «шти» и кашу из монастырской поварни - по кельям. Монастырское начальство соглашается на это, но слуги, очевидно, получают не те порции, которыми кормилась братия. В следующем челобитье они просят рыбу, «коли на братию рыба» (№ 346, л. 3). И через некоторое время опять бьют челом о «братской естве», но уже самому государю. Почему они недовольны, видно из текста отписки: «а оне (т.е. слуги) брацкую еству просят по кельям, потому что в трапезе ставят перед четверых, а им то по кельям пойдет одному, потому что у них у иных жены да дети, а у иных жонки (прислуга. - Т.Т.)». Далее из отписки можно заключить, что домашним людям воинов не полагалось никакой другой «ествы», кроме каш и хлеба, которые разносились им по кельям. Слуги вновь вынуждены обращаться с челобитьем. Очевидно, в отличие от присланных из Москвы воинов, они, хорошо знавшие монастырские распорядки и хозяйство, не могли не понимать особенностей распределения припасов и не замечать привилегированности братии в этом отношении. Именно поэтому они просят уже не какой-то конкретный вид еды, как в первых челобитных, а «братскую еству». Понятно также и их желание обеспечить своих домочадцев большей порцией «ествы».7
Монастырское начальство, отказывая в этом слугам и призывая их, после третьей челобитной, кушать в трапезной вместе с братией, часто цитирует лукавую фразу, которая, без учета всех обстоятельств, выставляет слуг жадными и недоверчивыми: «из перед меня, из перед архимандрита возьми перед собя, а свое поставь перед меня». Питание братии почти во весь период осады было лучше, чем у ратных людей и членов их семей. Старцы получали до лета 1609 г. «не более трех еств» в день, тогда как ратные люди - две. Только с лета 1609 г. «отставлены», если верить оправданиям властей, «все прибавки», а также отменены выдачи для монахов меда и пива (т.е. почти через год после начала осады, длившейся 16 месяцев - с 23 сентября (3 октября) 1608 г. по 12 (22) января 1610 г.). При этом ратные люди, приходившие «из-за города с вылазки», не получали «за службу» ни меду, ни квасу.8
Конкретные данные о кушаньях участников осады, встречающиеся в документах, крайне скупы. У монахов называются лишь отдельные блюда и «розные приспехи», имевшиеся до 25 сентября 1609 г., дня Чудотворцевой памяти,9 среди которых белый хлеб, «шти», каши, разнообразная рыба, калачи. Из напитков у братии были мед, пиво и квас (до лета-осени 1609 г.).
Описания названных в осадных источниках блюд, готовившихся на братию и на ратных людей, в документах отсутствуют. Но аналогии можно найти в троицких столовых обиходниках, где показаны все виды кушаний. Наиболее близкие по времени к исследуемому периоду - Указы о трапезах Троице-Сергиева монастыря конца XVI в.10 Содержащиеся в них сведения о «всегодичном обхождении» и расходе на братию в трапезу «ествы и пития» могут служить терминологическим ориентиром при определении упоминаемых в осадных источниках кушаний. В документах сидельцев, например, встречаются каши соковые с горохом - типичное монастырское постное блюдо, готовившееся из разных круп с добавлением маслянистой жидкости - сока из масла конопли, мака, орехов или с толчеными орехами либо маком.11 Каша соковая подавалась в монастыре в «мирное» время только в постные дни.
Варили на братию и на некоторых ратных людей постные же «шти». Это горячее блюдо в обители, по традиции, готовили из репы или из капусты с добавлением овсяной крупы. Состав ингредиентов для монастырских троицких «штей» сохранился только на середину XVIII в.
Рыба на монастырской кухне была самая разная. Однако о том, какую конкретно рыбу запрашивали слуги и какую получали, в документах сведений нет.12 Источники XVI-XVII вв. перечисляют большое количество разнообразной рыбы и икры, запасаемой в обители на свой обиход, для приема гостей, а также на продажу. По одному астраханскому направлению ежегодных торговых экспедиций обители в конце XVI в. монастырю разрешалось беспошлинно свозить 20000 пудов соли да 12000 осетров и другую свежую, просольную, соленую, сушеную и вяленую рыбу.13 (Провозилось же в действительности много больше; иногда в документы попадали конкретные цифры: например, в 1626 г. соли привезено было 82000 п.). По другому, северному, направлению, от Вологды, разрешалось провозить соль и сто возов рыбы («на колько возов подымутся»). Тарханно-проезжие и несудимые жалованные грамоты на торговые экспедиции монастыря были подтверждены, в том числе, и царем Василием Шуйским в 1606 г.; следовательно, монастырь пользовался своим правом закупок рыбы, несмотря на «смутное» время.
Поэтому можно уверенно говорить, что к концу 1609 г. (спустя более года после начала осады), как видно из той же отписки монастырского начальства, и рыба, и другие съестные припасы еще имелись в обители.
В последний период осады руководство монастыря докладывает государю, что еще имеются в запасе и хлеб, и рожь, и мука, и овес, и прочее, но сообщает, что им будет сложно прокормиться этим из-за того, что зерно «молоти и толчи негде». Однако, прося царя о помощи, запрашивают только зелье (то есть порох), свинец и стрелы, а о кормах нет ни слова. В документах лета-осени 1609 г. не раз повторяется, что монастырь не испытывал недостатка в продовольствии: «А у нас, божию милостию, хлеба много»14- «а пороху и запасу всякого, сказывают, много».15
Порядок распределения съестного между осажденными и контроль над оставшимися припасами с октября 1609 г. были изменены.16 Это произошло после прихода в обитель нового воеводы - Давыда Жеребцова, который взял «на себя» ключи от кладовых и все «счетные памяти», бывшие «за руками старца Макария». Распределение питания с этого момента было уравнено между сидельцами, насколько можно судить по отпискам. Во всяком случае, братия стала получать, как и другие, только по две «ествы» на день (без прибавок), а с ноября, с началом рождественского поста, только сухари и воду. Как уже отмечалось, данный порядок был установлен не по инициативе монастырских старцев, а по приказу воеводы.17
Обиды сидельцев на руководство обители зазвучали особенно остро, когда появились раненые, многие из которых не имели собственных средств на лечение и улучшенное питание. Келарь писал, что уже после штурма 1 ноября 1608 г. архимандрит Иоа- саф «живых раненых лечити повелел и покоити монастырскою казною».18 Однако документы свидетельствуют о том, что раненые троицкие ратники всяких чинов оставались без «потешений» почти весь первый год с начала осады. Переяславские дворяне и дети боярские пишут в апреле 1609 г.: «а иные, государь, мы, холо- пи твои, лежим ранены, а от лечения и на зелье дати нечево ж». Там же дописано: «на раны, государь, нам денег не дают». В июле 1609 г. московский стрелец сообщает семье: «а у меня пожалуете похотите воспрошать, и яз, дал Бог, у Живоначалъные Троицы в Сергиеве монастыре... в больнице: обмокся. После Петрова дни по первой понедельник жив в иноческом оброзе, а пострижен, грехом своим, при смерти. А здесь нам на раны не давали ничего, а преди Бог волен... А топерича меня, матушка, взяли в службу».19 Из другого документа: «а раненым и больным де потешенъя нет, и в запрос питья и ествы не дают».20
Из монастыря на это отвечают, что будто бы покоили раненых всем необходимым: «а раненым, государь, и больным всяким людям, дают на всяк день: из хлебни мяхкой хлеб, да ис поварни шти да каша брацкая, а из келарские по звену рыбы на день человеку». Однако данная практика установилась в монастыре не ранее середины лета 1609 г., а возможно, также как и налаживание питания, только после прихода в обитель Давыда Жеребцова.
Самое скорбное положение в осажденной крепости занимали так называемые «черные» люди, коими именовались в документах и крестьяне, стоявшие «на сторожах» на крепостных стенах, и всякие другие «простые» сидельцы, которых могло быть немалое число, но которые вряд ли могли принести с собой в монастырь хоть что-нибудь из припасов. Они, как свидетельствуют документы, умирали даже и с голоду, и со всяких иных нужд, в которых не могли их «утешить» троицкие старцы. Именуемые в документах того времени «черными» люди оказались в крайне трудном положении в осажденном монастыре: они голодали, замерзали, стоя на стенах зимой без обуви, по ним первым ударила цинга. Чернец Симеон в январе 1609 г. сообщает келарю, что «черные люди и с гладу и с нужи помирают». Он же пишет, что «на городе на сторожах все перезябли», «а люди волостные все наги и босы, которые на стенах стоят».21 В то же время в монастырских же письмах келарю, не предназначавшихся для посторонних, прямым текстом говорится, что дров, например, хватит «на один монастырской обиход, а на город и на всю осаду отнюдь взяти негде».22
Отметим, что подобный порядок мог быть установлен только по инициативе соборных старцев, главой которых на тот момент был казначей. В Приговоре Освященного собора старцев Троице-Сергиева монастыря 1584 г. о соблюдении устава новым архимандритом показано распределение обязанностей между членами монастырской администрации. Архимандриту вменялось «стояти с келарем и с казначеем и старцы соборные заодно». При этом хозяйственные вопросы он не решал, «а в монастырские дела ему не вступати ся ни в которые», и что бы ни решили на соборе, то архимандриту должно было благословлять «без ропоту». В исследуемый период самым влиятельным членом монастырской администрации, после архимандрита, являлся казначей, которым до весны был Иосиф Девочкин (признан изменником не позднее апреля 1609 г. и умер к июлю 1609 г. мученической смертью, после пыток, которым подверг его первый воевода), затем Иосиф Кочергин (до конца осады?), позднее - Иосиф Панин.
Впоследствии, после прихода в обитель нового архимандрита, «нищелюбивого» Дионисия Зобниновского, заботы обо всех убогих, голодных и больных монастырь возьмёт на себя. Дионисий, призвав келаря, казначея, братию и слуг..., «заплакал и возопил, горькими слезами захлебываясь», прося «показать милость над бедными, больными и ранеными, которые от поганых посечены и повержены», чтобы «пошли и собрали их всех в обитель и промысел целебный над ними показали», построили приюты, обули и одели, а мертвых честно погребли, писал его биограф. Архимандрит Дионисий также призвал братию и слуг поступиться своей съестной порцией в их пользу: «И что у нас есть в монастыре еще муки хлебные и квасов добрых, тая вся больным и раненым соблюдати, а нам самим мочно доволитись овсяным хлебом и водою».
И с того времени, сообщает Симон Азарьин, советом архимандрита Дионисия пошло начало промыслу о бедных.23 Во время же осады, как свидетельствуют цитируемые здесь документы, отношение к больным и бедным, вопреки утверждениям Палицына, было иным.
Очень острой была ситуация не только с продовольствием, но и с обеспечением сидельцев одеждой и обувью, разными зельями на лечение, а также с выплатой обещанного царем денежного жалованья, так как без наличных денег в осажденной обители прожить было невозможно. Рассказывая о цинге - страшном бедствии, поразившем обитель, Палицын пишет, что у кого имелись деньги, тот мог купить себе необходимые средства для борьбы с болезнью: «имущие же сребро или иныя вещи» отдавали их на «купова- ние нуж(д) потребных ястия и пития...»24 Соломонида Ржевская пишет матери в начале июля 1609 г.: «а нет мне здесь никоторые нужи, Ольги Борисовны (Годуновой. - Т.Т.) милостью» или «Ольга Борисовна пожаловала рубль денег, а то схоронить (погибшего) было нечем».25 Такие привилегированные сидельцы, как царевна Ольга Борисовна Годунова или же «королева» Марфа Владимировна Старицкая, имели возможность оплачивать «нужды» своих служителей, помогать им.26
Сведения источников о жалованье воинским чинам, которое от имени государя было «сказано» всем ратникам - и «дворянам, и детям боярским, и слугам монастырским, и стрельцам, и даточным и всяким служилым людям», - отрывочны. Конкретные данные имеются лишь о части сидельцев (дворянах и детях боярских, слугах, московских стрельцах и крестьянах осадных стенных) и относятся они, как можно предположить, только к ноябрю 1609 г. (по 3 р. выдано дворянам и детям боярским, по 1 ½ р. - стрельцам, по 1 р. - слугам, а крестьянам осадным стенным - по «полтине» человеку).
Подробнее показывают источники ситуацию с жалованьем по городовым дворянам Переславля-Залесского: сохранились их челобитные царю. Документы содержат сведения о жаловании за первые семь месяцев осады, так как относятся к началу апреля 1609 г. Всего упоминается 35 имен, разделенных на три группы. В первой перечислены 7 человек, которые получили в счет годового денежного жалованья, ставки которого были от 8 р. до 5 р. в год, только по 1 р. (за семь месяцев осадного сидения), причем выдало им эти деньги монастырское начальство из собственной казны на условиях кабального займа. Во второй группе - 20 имен, получивших на тех же условиях также по рублю, но - «додачею», так как, еще будучи в Москве, они взяли от царя четверть своих окладов (но «те деньжонки, живучи на Москве, съели»). В этой группе были уже и раненые, причем неоднократно: Федор Карцев, Петр Ошушков, Ярослав Стогов и др.
Горькая истина звучит в словах челобитья следующей группы переславцев - детей убитого на вылазке в ноябре 1608 г. Афанасия Редрикова. Плачутся царю сироты: «Божья государь воля сталась отца нашего на твоей государевой службе у Живоначальной Троицы в Сергиеве монастыре в осаде на вылазке убили, а нас, сирот твоих, после отца нашего семеро, три сынишка, да четыре дочеришка в долгу... А отец, государь, наш, имал твое годовое царское жалование из Галицкие чети по 5 рублев, а поместьем, государь отца нашего и всеми животы завладели воры и выжгли до кола Милосердный государь, царь и великий князь Василий Иванович, всея Русии, пожалуй нас, бедных сирот своих, отца нашего окладом, своим царским жалованием27 ...чтобы мы, сироты твои, отца своего в долгу в конец не погибли, и с голоду, сидя в осаде, не померли» 28
Все 35 переславцев просят царя выдать им причитающиеся деньги или из казны, или же из «изменничьих», как они выражаются, денег бывшего казначея Иосифа Девочкина. И все просят либо полное жалованье, либо додачею в счет причитающейся суммы, объясняя, что выжить без денег не смогут: «присланы мы, холопи твои, с Москвы в Троицкой монастырь перед осадою вскоре, и сидим, государь, в осаде двадцать восемь недель, душею да телом наги и боси и во всем скудны... А здесе, государь, в монастыре, дали нам из троецкие казны взаймы в кабалы только по рублю денег, а покупают, государь, здесе в монастыре одежу, и обувь, и съестное добре дорого: в семь цен перед прежними. И мы, холопи твои, сидя здесе в осаде, со всякие нужи вконец погибли».
Поздней осенью 1609 г., как свидетельствует отписка монастырского начальства государю, и, вероятно, также по требованию Д. Жеребцова, монастырь выдал на тех же условиях всем воинам еще денег, сумма выплат которых хоть и выросла вдвое, но не достигла установленной государем ставки.
Отметим, что в одном из писем троицкого монаха келарю содержится упоминание о том, что казначей не отдал воеводам грамоту царя «с государевым жаловальным словом», то есть с указанными в нем ставками жалованья за службу для троицких ратных людей. Возможно, в нем содержались иные ставки и условия выдачи денежного довольствия воинам, которые, вероятно, опасаясь растраты монастырской казны, скрыл казначей. Однако современным исследователям этот документ неизвестен.
Итак, напомним, согласно отписке старцев, более чем за год сидения в осаде, к октябрю-декабрю 1609 г., по три рубля получили дворяне и дети боярские, по полтора рубля - стрельцы, по рублю - слуги, а крестьяне осадные стенные - по 50 копеек человеку. За счет каких средств существовали непригодные к боям сидельцы, из документов неизвестно.
Ситуация разрешилась, как уже отмечалось, с приходом в обитель Давыда Жеребцова в последний период осады, когда старцы пишут, что всех ратных людей они «покоят» ровно, «не оскорбляя» никого. С этого момента внутренняя обстановка нормализовалась, а конфликты, если и не были улажены полностью, то значительно смягчены. Не случайно, как отмечали многие исследователи, после снятия осады некоторые духовные лица, в том числе архимандрит Иоасаф, были вынуждены покинуть обитель преподобного Сергия.
Л.В.Трофимов. Бегство Сапеги из-под стен Троице-Сергиева Монастыря.
Бумага, акварель. 1961. СПМЗ
Таким образом, документы позволили взглянуть на остававшиеся ранее в тени вопросы троицкого осадного сидения глазами очевидцев, понять причины внутренних противоречий, влиявших на настроения в осажденном монастыре. Источники свидетельствуют, что внутренние проблемы осадного сидения возникали отнюдь не из-за «нечестного» поведения простых ратных людей. Исследователи не раз отмечали, говоря об уроках Смуты, что игнорирование властью нужд и потребностей общества, а также наличие каких-то особых прав у одних, при отсутствии их у других, приводили к самым опасным конфликтам, подрывали доверие к власти, задача которой - оберегать всех членов общества.
В заключение отметим, что троицкие осадные документы еще не оценены в полной мере как источники по истории осадного сидения 1608-1610 гг.
1609, июль 6.
Письмо служительницы царевны Ксении
(Ольги) Борисовны Годуновой Соломониды Ржевской матери Фе(о)фане Савишне.
Архив СПбИИ РАН.
1609, ноябрь - 1610, январь. Отписка царю
властей Троице-Сергиева монастыря о состоянии обители во время осады, в ответ на жалобу стрельцов о скуцном продовольствии, и с просьбою прислать ратных людей и боевые запасы (начало текста утрачено).
Архив СПбИИ РАН.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Голубинский Е.Е. Преподобным Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. - М 1909. - С. 355-386; Державина О.А., Колосова Е.В. Сказание Авраамия Палицына / под ред. Л.В. Черепнина. - М.; Л., 1955. (Приложения. Комментарий к тексту окончательной редакции). - С. 283-332; Шепелев И.С. Освободительная и классовая борьба в русском государстве в 1608-1610 гг. - Пятигорск, 1957. С. 302-522; [Голохвастов Д.П.] Замечания об осаде Троице-Сергиева монастыря 1608-1610 гг. и описания оной историками XVII, XVIII и XIX вв. // Москвитянин 1842. - Ч. III, № 6. - С. 267-324; Ч. IV, № 7. - С. 125-206; Он же. Ответ на рецензии и критику «Замечаний об осаде Троице-Сергиевой лавры...» // Москвитянин. 1844. -Ч. III, № 6. - С. 275-369; Ч. IV, № 7. - С. 65-166; [Горский А.В.] Возражения против замечаний об осаде ТСЛ // Москвитянин. 1842. - Ч. VI. № 12. - С. 405-444; Тюменцев И.О. Очерки по истории обороны Троице-Сергиевой лавры в 1608-1610 гг.- Волгоград, 1995; Он же. Смута в России в начале XVII столетия. Движение Лжедмитрия II. - Волгоград, 1999; Он же. Оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг.-М, 2007.
2 Отдельные вопросы содержания ратных людей в крепости поставлены автором данного сообщения в: Токарева Т.Ю. Осада монастыря 1608-1610 гг. Троице- Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Тезисы докладов VI Международной конференции. - Сергиев Посад, 2008. - С. 54-58; Она же. Осада монастыря в документах и воспоминаниях очевидцев // Сергиев Посад. Взгляд сквозь века. - Сергиев Посад, 2009. - С. 110-112.
3 Тюменцев И.О. Указ. соч. - С. 70-72; там же. С. 40-41, 53-54.
4 Документы опубликованы в: Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. - СПб., 1846. - Т. II, №№ 181.1-3, 240, 241, 242.1-3; Сборник князя Григория Хилкова. - СПб., 1879. - №№ 14,18, 34, 35, 37-39, 42. (Подлинники см. в Научно-историческом архиве Санкт-Петербургского Института истории РАН (СПбИИ РАН). Колл. 145. (Хилкова Г.Д.) On. 1. Ед. хр. №№ 83, 87, 103, 104, 106, 107, 108, 111.; Колл. 124 (Соловьева С.М.), №№ 277, 278, 346, 348, 349, 357, 358, 359).
5 См. также: Архив СПбИИ РАН. Колл. 145, № 83 (Письмо чернеца Симеона келарю Авраамию Палицыну зимой 1609 г.), №104 (Письмо троицкого слути Григория Резанова от 28 июля 1609 г.), №106 (Письмо Семена (Сергия) Фомина, ставшего монахом, после вынужденного пострижения от 5/6 июля 1609 г.), №111 (Отписка воевод с челобитными дворян и детей боярских от 7 апреля (?) 1609 г.). Также сведения о бытовой стороне жизни сидельцев содержатся в расспросных речах Ивана Дмитриева весной 1609 г., опубликованных в: Тюменцев И.О. Указ. соч. - 1995. - С. 91-92.
6 Мякина - «отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений. Состоит из мелких, легко опадающих частей колосьев и бобовых растений... Мякина находит себе применение в качестве кормового средства скота... По своему составу она ближе всего подходит к соломе тех растений, от которых она получается» (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 39. - СПб., 1897. - С. 376).
7 Об одном из слуг, «сидевшем» с семьей, сохранились сведения в документах, у Григория Резанова умерла" в осаде сначала дочь Мавра, а потом и жена Окулина. Тюменцев И.О. Указ. соч. - 1995. - С. 91: «...За грехи мои божья воля сталась - дочери моей Мавры не стало. Акулина конечно больна и не встает - лежит смертною немощию...» (Это письмо датировано И.О. Тюменцевым мартом 1609 г. Опубликовано И.О. Тюменцевым с неточной ссылкой на: РГАДА. Ф. 1204. Швед, мкф. Однако в ф. 1204 (Троице-Сергиева лавра) вообще нет никаких документов участников осады. Поэтому с приведенным автором текстом ознакомиться, к сожалению, невозможно.) Второе письмо Г. Резанова см. в: Архив СПбИИ РАН. Колл. 145, № 104. «...Да божья, государь, воля сталась, за умножения греха ради, Окулины в животе не стало и дочери моей Мавры...» (Это письмо без даты, но с описанием летнего штурма 28 июня (?) 1609 г.).
8 Отписка старцев (без подписей) царю Василию Шуйскому от 3 июля 1609 г.: «А ратных людей, дворян и детей боярских и слуг монастырских и всяких ратных людей соборные старцы добре оскорбили: коли придут из-за города, с вылазки и князь Григорий Борисович за службу и за раны прикажет дати по братинке квасу медвяного и соборные старцы не слушают, не дают». (Архив СПбИИ РАН. Колл. 124. Оп. 1.№348.5.Л. 4).
9 Июльский день (5/18 июля) памяти чудотворца Сергия Радонежского именовался в конце XVI в. «Принесение (Обретение) мощей Сергия чудотворца», а сентябрьский - Чудотворцева память (отмечается 25 сентября (8 октября)).
10 Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным археографической комиссией. - СПб., 1846. - Т. 1, 135. - С. 215-220.
11 Каша соковая - «Соковый 1) жидкость из растений; 2) приготовленный с соком (маслянистой жидкостью, выжатой из конопли, мака, орехов и т.п.) или с толченым маком, орехами и т.п.». (Словарь русского языка XI-XVII вв. - М., 2002. - Т. 26. - С. 118). «Каша тертая с соком» полагалась братии Троицкого монастыря в простые, не праздничные, постные дни.
12 В обычные дни в монастыре для братии предназначалась местная рыба: сельди переславские «в сковрадах», вяленые щука, лещи и пр., вплоть до снетка (рыбки семейства корюшковых). В праздничные дни и «на государевы кормы» подавалась также привозная дорогая рыба: семга, осетрина «шехоньская» (астраханская), белорыбица, белуга, «колуга», а также икра и пр. Подавались судак в ухе, на сковородах - щуки под чесноком, лососина, сиговина «чиненная» (фаршированная) и пр. Данные источников подтверждаются археологическими раскопками В.И. Вишневского последних лет.
13 Кириченко Л.А. Торговые экспедиции Троице-Сергиева монастыря по актовому материалу конца XVI-XVII вв. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III Международной конференции. Сергиев Посад, 2004. - С. 51-61. Конкретные виды и количество рыбы в монастыре к началу сентября см.: Опись ТСМ1641 г. СПМЗ. Инв. 289-рук. ЛЛ. 458,487-488.
14 Архив СПбИИ РАН. Колл. 145. № 104.
15 Тюменцев И.О. Указ. соч. - 1995. - С. 92.
16 Тюменцев И.О. Указ. соч. - 2007. - С. 53-54; Леонтьев Я.В. Роль воеводы Давыда Жеребцова в освободительном походе Скопина-Шуйского и снятии осады с Троицкого Сергиева монастыря // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы IV Международной конференции – М. 2007. - С. 40-47.
17 Исследователи по-разному показывают действия первого троицкого воеводы Григория Борисовича Долгорукова-Рощи, предпринятые им после получения награды от царского дьяка В.Ф. Янова за «троицкое осадное сидение», опираясь на противоположную же трактовку их в Разрядных записях С. Белокурова (Белокуров С.А. Разрядные записи за смутное время. - М., 1907. - С. 97, 103,188) У И.О. Тюменцева - Григорий Долгоруков не решился местничать с Жеребцовым после награждения (Д. Жеребцову первому была сказана речь и подан «золотой») а у Я. Леонтьева, наоборот, Г.Б. Долгоруков-Роща, получив награду вторым, «бил» челом на Д. Жеребцова царю (Леонтьев Я.В. Указ. соч. - 2007. - С. 45).
18 Державина О.А. Указ. соч. - 1955. - С. 145.
19 Архив СПбИИ РАН. Колл. 145. 106.
20 Архив СПбИИ РАН. Колл. 124. № 346. Л. 2.
21 Архив СПбИИ РАН. Колл. 145. № 83.
22 Там же.
23 Клосс Б.М. Избранные труды. - М„ 1998. - С. 472-473. - Т. 1. Книга о новоявленных чудесах Преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина.
24 Профилактика цинги в средние века в Троицком монастыре осуществлялась с помощью житных водок и вина. Известно, что в 1644 г. для многомесячной торговой экспедиции монастыря в Астрахань полагалось на 600 человек брать 100 ведер вина II Кириченко Л.А. Указ соч. - С. 59-61.
25 Токарева Т.Ю. Указ. соч. - 2009. - С. 110-111.
26 Архив СПбИИ РАН. Колл. 124. № 349.
27 Архив СПбИИ РАН. Колл. 145. № 111. Л. 2 об. - 4.
28 Палицын очень резко пишет о таких сидельцах, прямо говоря, что по убиении «воинствующего чина», избавленные от смерти, «многия сироты, девы, вдовицы и отрочата... не к пользе же кои, но на хлеб едоки осташася» (Державина О.А. Указ. соч. - 1955. - С. 169).
Автор: Т.Ю.Токарева. Зав. отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-XX вв.»
Издательство: ОАО «Издательство «Иваново»», 2012. Сборник материалов II Всероссийской научной конференции. Иваново-Кохма-Шуя. 20-22 апреля 2012