Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Научные издания

Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов XII Международной научной конференции, посвящённый 100-летию организации Сергиево-Посадского музея-заповедника. Сергиев Посад. 2022. – 220 с.; с ил. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов XII Международной научной конференции, посвящённый 100-летию организации Сергиево-Посадского музея-заповедника. Сергиев Посад. 2022. – 220 с.; с ил.

Составители: Т.Н. Манушина, С.В. Николаева  





Очередной 12-й сборник сообщений создан к 100-летию организации музея и содержит новые материалы по истории и художественной культуре Троице-Сергиевой лавры, Сергиева Посада и местного края, истории и формированию музейных коллекций, их атрибуции. 

Фундаментальной базой сборника, посвящённого вековому юбилею музея, явились бесценные художественные сокровища XI – XIX вв. Троице-Сергиевой лавры, национализированные в 1918 г., а в 1920 г. трудами Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры, превращенные в музей (1920 – 1929 гг. – Сергиевский историко-художественный музей, 1930 – 1939 гг. – Загорский историко-краеведческий и антирелигиозный музей, 1940 – 1991 гг. – Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник, с 1991 г. по настоящее время – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник).

Содержание

От составителей ................................................................................ 3

I. История

А.Г. Мельник. Сферы и масштабы влияния Троице-Сергиева монастыря на Руси 

XV – XVI вв. .......................................................7

М.С. Черкасова. О торговле Троице-Сергиева монастыря на Сухоно-Двинском пути в конце ХVI – первой половине ХVII в. ...15

Н.А. Четырина. Церковная благотворительность жителей Сергиевского посада в первой половине XIX в. .............................24

А. Карпифаве. Соборность: иное понимание концилиарности ......................................................................................................34

II. Археология

В.И. Вишневский. Некрополь бояр Тучковых-Морозовых XVI в. в Троице-Сергиевом монастыре .....................................................44

III. Письменность

С.В. Николаева. Археографическое направление в научной работе Сергиево-Посадского музея-заповедника. Публикация Описи 1641/42 г. Троице-Сергиева монастыря ...............................56

IV. Искусство

И.Л. Кызласова. Ю.А. Олсуфьев как историк искусства: 1918 – 1928 гг. ...................................................................................64

В.Г. Пуцко. Сакральное искусство в русский церковной традиции (по материалам ризницы Троице-Сергиевой лавры) .....................74

В.В. Баранов. К вопросу об авторстве копии рублёвской «Троицы» из Троицкого собора ........................................................................84

С.Ю. Шокарев. Троице-Сергиев монастырь в миниатюрах Лицевого летописного свода ...........................................................94

Л.Н. Савина. Иконостас церкви Свт. Николая «Большой Крест». Исследования и перспективы .......................................................108

Л.А. Макусова. Парный купеческий портрет в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника. К вопросу атрибуции.....................................................................116

***

Л.М. Воронцова. Драгоценные оклады икон «моления чудотворца Сергия» .......................................................................128

Л.А. Шитова. Архиерейские панагии первой половины XVIII в. из собрания Троице-Сергиевой лавры ..........................................137


Т.В. Кузнецова. «Странные» ткани в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника .....................................................151

Е.Ю. Суворова. Польская хоругвь с образом Девы Марии 

второй половины XIX в. из собрания Сергиево-Посадского 

музея-заповедника. К вопросу иконографии ...............................160

Н.В. Холодкова. Паникадила в Трапезной Троице-Сергиевой лавры в XIX в. .................................................................................167

***

А.М. Копировский. Икона «Троица» Андрея Рублева в восприятии священника Павла Флоренского (к вопросу о музейном показе иконописи) ...................................175


Т.Ю. Токарева, М.А. Гаганова. Из опыта создания исторической экспозиции в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.........................................................................182


Г.П. Черкашина. Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI – XVII веков». История и современность .............................................................191

И.И. Филиппова. Электронный альбом ««Видимый образ невидимого». Произведения церковного искусства из фондов музеев России»»............................................................................. 206

Список сокращений ......................................................................211


ISBN – 978-5-905779-40-4

© ГБУК МО «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник», 2020

© Издательство ООО «Цветографика», 2022