Новости
Музей и ВОВ
04.05.2018
В первые же дни войны приказами директора И.З. Птицына были приняты меры по обороне Музея-заповедника. Из сотрудников создали службы: химической обороны, санитарной, наблюдения и связи, охраны порядка, пожарно-восстановительная. Проводились занятия по противовоздушной и противохимической обороне. Директор музея обязал руководство многочисленных предприятий и организаций, находившихся на территории музея-заповедника, принять меры пожарной безопасности.
В начале войны, в июле, начале августа 1941-го, когда враг устремился к Москве, чтобы захватить столицу до холодов, в Загорске ( с 1991 г. – Сергиев Посад), находившемся в 70 –и километрах от Москвы, началось строительство оборонительных укреплений. В.И. Балдин и его товарищи предложили свою помощь в маскировке лаврских объектов. Предстояло покрыть защитной краской золотые главы лаврских церквей и колокольни, так как они служили удобными ориентирами при налетах вражеской авиации.
Из воспоминаний Виктора Ивановича Балдина:
«Времени было мало. Ставить леса и подмостки некогда, да и некому. В нашем распоряжении – только веревки и кисти. Некоторые из куполов огромных размеров: диаметр купола Успенского собора -15 метров, Троицкого – 7, высота золотой чаши с крестом на 88-метровой колокольне превышает 15 метров. И на закраску всех этих куполов, дали немногим больше недели… Забирались на церкви по веревкам, привязав к поясу ведро с краской и на огромной высоте орудовали кистями, насаженными на длинные черенки… На купол Троицкого собора мы сшили огромный чехол из холста и затянули его канатом над карнизом главы. Маскировка была закончена к сроку».
В это же время СНК принял решение об эвакуации музейных ценностей первой категории. В кратчайший срок сотрудники Загорского музея, в основном женщины, упаковали в 42 ящика самую ценную часть коллекции, особое место в которой занимала серебряная рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. Уже 25 июля 1941 г. экспонаты были сданы на временное хранение в ГИМ, который обеспечивал транспортировку ценностей из музеев Москвы и области.
Летом 1942 года была открыта временная выставка «История монастыря Х1У –ХХ вв.», в Митрополичьих покоях восстановлена довоенная экспозиция «Быт высшего духовенства ХУ111 в.». Открыли также архитектурный отдел, в котором была показана история всех зданий Лавры и работа по их реставрации. С наступлением тепла восстановили показ Успенского собора и Надкладезной часовни, а также экспозицию Военно-исторического отдела. А в 1943-м году открыли выставку «Вторая Отечественная война и разгром немцев под Москвой». Не прекращались в годы войны научная и археологическая работы
Посетителями Музея в 1941-1942 гг. были в основном бойцы и командиры проходивших через город частей Красной армии, солдаты Первой ударной армии и дивизий, формировавшихся в городе и его окрестностях, а также школьники и выздоравливающие раненые бойцы, проходившие лечение в загорских госпиталях.
В 1943 году Музей посетили более 15,5 тысяч человек, в 1944 и 1945 - по 20 тысяч и более.
По материалам статьи Л.В. Гирлиной, в.н.с. музея
на фото (слева-направо):
1 Птицын Иван Захарович, директор музея. Участник Великой Отечественной войны. Погиб в боях под Ржевом. Фото 1942 г.
2 Младший научный сотрудник Уткина Т.И. и Еремин Иван Георгиевич, ученый секретарь музея. Участник войны. Фото 1940 г.
3 Старший научный сотрудник Лазарев Вячеслав Васильевич. Фото 1940г.