Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

15 ноября исполняется 120 лет со дня рождения народной мастерицы Екатерины Иосифовны Косс-Деньшиной (1901 – 1979)

09.11.2021

Мастерица дымковской игрушки Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (1901 – 1979)               

15 ноября исполняется 120 лет со дня рождения Екатерины Иосифовны Косс-Деньшиной. Ее называют народной мастерицей, хотя она, скорее всего, профессиональная художница, творчество которой несколько десятилетий определяло направление художественного развития промысла. Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина – единственная из числа лауреатов Государственной премии имени И.Е. Репина (1967), кто не принадлежал ни к одной из династий мастеров дымковской игрушки, однако многие из созданных ею образов органично вошли в круг дымковской пластики.

Е.И. Косс – единственная из известных мастериц первой половины XX века была уроженкой г. Санкт-Петербурга. Она родилась 15 ноября 1901 года в семье петербургского столяра-краснодеревщика. В Вятку она переехала вместе с родителями в 1920 году. Здесь она познакомилась с Алексеем Ивановичем Деньшиным (1893 – 1948), уроженцем Вятки, большую часть своей жизни отдавшим изучению и популяризации дымковской игрушки. Художник по образованию, Алексей Иванович Деньшин в 1930 – 40-е годы был официальным руководителем дымковского промысла. Екатерина и Алексей поженились в 1923 году. С дымковской игрушкой Екатерина познакомилась, помогая мужу раскрашивать рисунки для альбомов, которые он издавал в Вятке литографским способом. Её учителем лепки была старейшая дымковская мастерица Елизавета Ивановна Пенкина (1882 – 1948), благодаря которой Е.И. Косс приобрела навыки создания сказочных многофигурных композиций.

В тяжелые военные годы в Кирове двенадцать мастериц, среди них – Е.И. Косс, под руководством А.И. Деньшина, продолжали делать игрушку, которая пользовалась огромным спросом. На суровом фоне военных лет красочная «дымка» была радостным явлением, которое поднимало людям настроение оптимизмом русского народного творчества.

После войны Е.И. Косс, первая из вятских мастериц станет изготавливать декоративные пластины (изразцы) по мотивам дымковской игрушки. В её ранних работах, хранящихся в музеях, чувствуется живописный дар, тонкое понимание цветовых отношений. Е.И. Косс все время скрупулезно изучала наследие прошлого – это, а ещё её огромное трудолюбие и любовь к дымковскому искусству не могли не принести свои плоды. В разные годы в Кирове, Москве, Ленинграде были проведены шесть персональных выставок художницы. После смерти мужа в 1948 году она стала руководителем молодых мастериц, обучала их основам ремесла. Не единожды её избирали в состав художественного совета цеха дымковской игрушки, неоднократно Е.И. Косс-Деньшина была его председателем, воспитала не одно поколение мастериц.

Новый этап в творчестве Екатерины Иосифовны начинается в 1950-е годы. Больше внимания она уделяет лепке, созданию образов барынь, нянек, водоносок, всадников и других традиционных дымковских персонажей. Небольших размеров фигурки с маленькими головками-шариками в её исполнении обрели качества скульптуры. Посадка головы и торса на колоколе юбки или спине коня придала им статность, живое движение, характерность, а пропорциональность фигур, соразмерность их частей, немногословность деталей – легкость и изящество. Платья женских персонажей мастерица лепила в то время как колокол, украшенный четырьмя оборками, расположенных наподобие опущенных лепестков цветка. Роспись гармонична и продумана не только с точки зрения изысканных цветовых сочетаний, но и богатства орнамента, разнообразного по мотивам, динамичного. Мастерица смело сочетает на платьях дам и водоносок жёлтое, оранжевое с зелёным и чёрным; розово-малиновое с жёлтым; синее с жёлтым. Тонкие цветовые соотношения звучат сильнее благодаря чёрным росчеркам, положенным по цветному полю. Узор довольно густо заполняет поверхность фигурки, но тем основательнее уравновешивает его белый или однотонный цветной фон платьев.   

Игрушки Е.И. Косс-Деньшиной можно узнать без труда. За годы работы в промысле она создала свой оригинальный стиль. Её работы выделяет особенная точность глаза художницы, умеющей подчеркнуть в образе именно те черты, которые характерны для того или иного персонажа. Ни одна из игрушек Е.И. Косс-Деньшиной не повторяет другую ни по форме, ни по цвету, ни по росписи. Можно только удивляться их разнообразию при сравнительном однообразии пластических и сюжетных схем.

Екатерина Иосифовна была инициатором многих творческих начинаний. Смелость и фантазия в поисках нового привели к созданию совершенно необычной работы, которая на тот момент стала новаторской. В 1974 – 1976 годах в соавторстве с молодыми мастерицами Н.П. Трухиной, В.П. Красиковой и З.И. Казаковой она вылепила огромную по количеству фигур и отдельных групп (более восьмидесяти) композицию «Свадьба». Откровенно жанровый характер сценок, острота типов сочетаются в этом произведении с изобретательностью лепных деталей, особенно в изображении деревьев и цветов. Для оживления композиции, создания пейзажного фона вылеплены глиняные клумбы с цветами и целые деревья с птицами. Особенностью этого произведения являются приглушенные краски росписи. В соответствии с темой в ней доминируют розово-голубые и нежно-зелёные оттенки. Рассматривая эту композицию, зритель невольно вовлекается в веселую игру, которой, собственно и сопровождается искусство народной игрушки. Оригинальный, талантливый художник, Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина обладала тонким вкусом, была человеком большой культуры, очень образованным. Ее творчество – яркий пример того, как талант и труд при понимании традиций и совершенном владении навыками мастерства могут дать блистательные результаты. Она доказала, что для овладения традиционным ремеслом не обязательно родиться в районе промысла и быть потомственным мастером. Именно Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина может служить в этом смысле ориентиром для молодых мастеров в поисках своих путей в дымковском искусстве.

Произведения знаменитой дымковской мастерицы можно увидеть в экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.», расположенной в музейном комплексе «Конный двор». 

Вед. научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII - XXI вв.» Г.В. Соколова.