28 декабря 2024 - 23 февраля 2025
Вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье
- с 10.00 до 18.00
Выходные дни: понедельник и среда
В последний вторник каждого месяца музей закрыт на санитарный день.
Режим работы кассы:
Вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье -
с 10.00 до 17.30
Экскурсии по тел.:
(496) 540-53-56
8 (985) 040-45-17 и
Без экскурсии:
льготный - 150 руб./чел., взрослый - 300 руб./чел.
С экскурсией - от 450 руб./чел.
Подробнее в разделе Стоимость входных билетов
Выставка «Шедевры Императорской Академии художеств»
«Шедевры Музея Академии художеств»
Сергиево-Посадский музей-заповедник впервые представляет выставку «Шедевры Императорской Академии художеств», экспонирующую произведения XVIII — начала XX века из коллекции Музея Академии художеств.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств — один из старейших музеев страны и первый в России публичный художественный музей, возник почти одновременно с самой Академией, основанной в 1757 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Музей с самого начала имел целью воспитание будущих художников на совершенных образцах искусства и играл значительную роль в воспитании и профессиональной подготовке крупнейших мастеров русского искусства.
Начало музейному собранию живописи положил основатель Императорской Академии художеств И.И. Шувалов, передавший в 1758 году в Академию художеств свою коллекцию, — сто живописных работ мастеров всех европейских школ. Шувалов определил и источники дальнейшего пополнения художественной коллекции: дары частных лиц, в том числе почетных членов; картины и рисунки, поступающие от иностранных педагогов; лучшие работы профессоров и учеников ИАХ; а также произведения, исполненные по программам академии. Все предметы искусства, поступавшие в коллекцию музея, становились собственностью ИАХ. Это позволило со временем сосредоточить в стенах академического музея богатейшие собрания. Впоследствии, стараниями многих деятелей отечественной культуры, музею было передано значительное количество слепков с выдающихся образцов античной и западноевропейской скульптуры, картин, статуй, архитектурных чертежей и гравюр русских и иностранных мастеров.
С середины XIX столетия музей стал самостоятельным учреждением — единственным в стране собранием произведений, отражающих историю русской академической художественной школы. Разнообразие его коллекций и высокие качества отдельных экспонатов определили исключительное значение музея в художественной жизни России.
В собрании Музея Академии художеств до настоящего времени хранятся и составляют его значительную часть произведения воспитанников ИАХ, выполненные во время обучения и заграничных пенсионерских поездок, а также лучшие учебные этюды, эскизы, программы (задания на обязательные темы) на серебряные и золотые медали и на академические звания. Именно эти произведения выдающихся выпускников Императорской Академии художеств — учебные и конкурсные работы, демонстрирующие историческую ретроспективу русской академической художественной школы, увидят на выставке посетители. Круг имен, от И.П. Аргунова и И.А. Иванова и до В.В. Верещагина и М.В. Нестерова позволит познакомиться с небольшой, но значимой частью собрания Музея Академии художеств.
Помимо основных экспозиций в состав музея входят его филиалы: Музей-усадьба И.Е Репина «Пенаты» и Музей-квартира И.И. Бродского: их коллекции представлены редко экспонируемыми шедеврами Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа, И.И. Левитана, М.З. Шагала и других художников XIX–XX веков.
Выставка продлится до 23 февраля 2025 г., по адресу:
Главный корпус, проспект Красной Армии, д.144
Всероссийская Академия художеств в Загорске
В истории Академии художеств и Сергиево-Посадского (в то время Загорского) музея-заповедника есть факт давнего сотрудничества, возникшего в годы Великой Отечественной войны. В феврале 1944 года, по пути возвращения в родной Ленинград из эвакуации из Самарканда, Академия художеств прибыла в Загорск, где преподавателям, ученикам, аспирантам и членам их семей пришлось задержаться на полгода. Уже в марте начался учебный процесс в помещениях бывшей Московской духовной академии.
Среди тех, кто в течение шести месяцев проживал и работал в Загорске, – крупные живописцы, скульпторы, архитекторы, искусствоведы, внесшие заметный вклад в развитие отечественного искусства: И.Э. Грабарь, М.К. Каргер, Н.Н. Пунин, С.К. Исаков, Р.Р. Френц, В.А. Синайский, А.Г. Матвеев, А.М. Орешников. Вместе с ними в Загорске находились их ученики: Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников, Л.Ю. Эйдлин, Э.Я. Выржиковский. В индивидуальных живописных мастерских работали Б.В. Иогансон, А.А. Осмеркин, Н.М. Чернышов.
С начала марта 1944 года профессора архитектурного факультета организовали экскурсии для студентов академии по памятникам Лавры, являвшимися в то время объектами Загорского музея-заповедника. Теплые отношения с сотрудниками музея позволили преподавателям и студентам пользоваться музейным библиотечным фондом, проводить занятия в экспозициях, изучать интерьеры соборов. Древний город и его художественные традиции вызывали живой интерес, складывались творческие и дружеские отношения с проживавшими в Загорске художниками.
«Загорская сессия» была плодотворной: студенты живописного, архитектурного, искусствоведческого факультетов защитили дипломы, преподаватели получили ученые степени. Город оставил след в биографиях художников в удачно написанном полотне или обретенной теме. Так в творчестве А.А. Осмеркина, например, появилась «сюита о Загорске» — цикл работ, посвященных городу, окрестным пейзажам и Лавре.
На выставке представлены две живописные работы А.А. Осмеркина, а также четыре графических листа и один живописный этюд студента В.К. Тетерина из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.