17 мая 2025 - 30 сентября 2025
«Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI – XVII веков»
Посещение экспозиции с экскурсионным обслуживанием проводится для одиночных посетителей и для сборных групп (от 1 до 20 человек) строго по сеансам.
Среда, четверг, пятница, суббота, воскресеньес 10.00 до 18.00.
Выходные дни:
понедельник и вторник
В последний четверг каждого месяца музей закрыт на санитарный день.
График проведения сеансов
(15 сеансов):
13.00/ 13.30/ 14.00/ 14.30/ 15.00/ 15.30/ 16.00/ 16.30/ 17.00
в 16.00 проводится бесплатный
социальный сеанс для индивидуальных посетителей - граждан, имеющих право на бесплатное или льготное посещение музея, не более 20 человек в группе.
Музей оставляет за собой право продажи билетов без экскурсионного обслуживания в случае если не собирается группа на экскурсионный сеанс.
8 (496) 540-53-56,
8 (985) 040-45-17 и на сайте музея
Режим работы кассы:
Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
с 9.30 до 17.00
Предварительная запись по тел.:
8 (496) 540-53-56,
8 (985) 040-45-17
Знакомство с выставкой организовано по входному билету на экспозицию «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII вв.»
Подробнее Стоимость входных билетов
Выставка «Благочестие и красота. Женские головные уборы-волосники XVI-XVII вв.»
Волосник занимал особое место в традиционном костюме русской замужней женщины средневековья XVI–XVII веков. Это был обязательный элемент сложного головного убора, в состав которого входили несколько предметов — убрус, кокошник или кика, платок и др.
Волосник представлял собой шапочку, которая надевалась замужними женщинами непосредственно на волосы, заплетенные в две косы, полностью закрывала их и стягивалась сзади шнурком. Женщина была в волоснике постоянно, даже находясь дома. Традиция прятать волосы от чужого глаза восходит к более древним поверьям: считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила, и закрыть их головным убором означало защитить женщину и ее семью от злых сил.
На волосник накладывался убрус, представлявший собой длинное, до двух метров, тонкое льняное или шелковое полотнище, концы которого подвязывались под подбородком. Выходя из дома, женщина поверх волосника и убруса могла надеть расшитую золотом и жемчугом кику, а по праздникам — кокошник.
До ХХ века о средневековых волосниках было известно лишь по отдельным упоминаниям в письменных источниках. Нет ни одного исторического изображения волосника. Только благодаря археологическим находкам во время исследования культурного слоя Москвы, Нижнего-Новгорода, Суздаля, Переславля-Залесского, Сергиева Посада и других городов, мы можем узнать, как выглядели эти головные уборы, изучить их конструкцию и декор. На сегодняшний день найдено около 15 целых волосников. Большинство из них принадлежали женщинам царского, княжеских и боярских родов.
Волосник состоял из двух основных деталей: очелья и ажурного верха. Для стягивания волосника по размеру головы сзади к боковым краям очелья подшивалась небольшая тканая прямоугольная деталь с петлями, через которые продевался шнурок для стягивания. Несмотря на типичную для всех волосников форму, каждый из них уникален, благодаря неповторимому декору и использованию различных техник исполнения вышивок и плетения.
Ввиду особой значимости волосника как охранительного элемента женского костюма при его изготовлении большое значение придавалось выбору материала и орнаментации. Материалом для изготовления волосников служили дорогие шелковые ткани, золотные и цветные шелковые нити, поставляемые в Россию из Италии, Ирана (Персии), Турции. Очелье волосников шилось из полосы шелковой ткани, которая, как правило, украшалась вышивкой золотными и цветными шелковыми нитями.
Вышитый декор очелья состоял из набора определенных орнаментальных элементов, каждый из которых имел свой символический смысл. Почти всегда центром композиции вышивок на очельях является стилизованное Древо Жизни (Мировое Древо) как символ жизненной силы плодородия, продолжения рода. Кроме того, на очельях часто можно встретить изображения различных символических животных (в том числе фантастических единорогов) или птиц, чередующихся с изображениями Древа Жизни.
Ажурный верх волосников также был разнообразен по технике и орнаментации. Он мог исполняться серебряными, золотными и цветными шелковыми нитями в ныне забытой технике плетения на раме (спрэнг), в технике вышивки по плетеной сетке-филе, а в конце XVII века – в технике плетения на коклюшках, пришедшей в Россию из Европы.
Все известные на сегодняшний день волосники выполнены искусными мастерицами, обладавшими высочайшим уровнем технического и художественного исполнения вышивок и плетения. Возможно, в XVI–XVII веках их изготавливали в золотошвейных мастерских, о которых свидетельствуют письменные источники. Известны царские («царицыны светлицы»), княжеские, боярские, а также монастырские мастерские.
Статья Медиа Банк Подмосковья
Репортаж ТВР24