21 декабря 2024 - 2 марта 2025
Посещение выставочного зала с экскурсионным обслуживанием проводится для одиночных посетителей и для сборных групп (от 1 до 20 человек) строго по сеансам.
Среда, четверг, пятница, суббота, воскресеньес 10.00 до 18.00.
Выходные дни:
понедельник и вторник
В последний четверг каждого месяца музей закрыт на санитарный день.
График проведения сеансов
(15 сеансов):
10.00/ 10.30/ 11.00/ 11.30/ 12.00/ 12.30
13.00/ 13.30/ 14.00/ 14.30/ 15.00/ 15.30/ 16.00/ 16.30/ 17.00
Музей оставляет за собой право продажи билетов без экскурсионного обслуживания в случае если не собирается группа на экскурсионный сеанс.
8 (496) 540-53-56,
8 (985) 040-45-17 и на сайте музея
Режим работы кассы:
Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
с 9.30 до 17.00
Предварительная запись по тел.:
8 (496) 540-53-56,
8 (985) 040-45-17
Без экскурсии - от 100 руб./чел.
С экскурсией - от 250 руб./чел.
Подробнее Стоимость входных билетов
Выставка «Ангелы и демоны»
На выставке «Ангелы и демоны». Тема добра и зла в произведениях графики, иконописи и прикладного искусства из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника представлено около 40-ка художественных предметов XIV – начала XX веков из фондов музея. Произведения позволят не только погрузиться в мир христианских преданий, но и познакомят с иконографией неизобразимых по сути существ.
Все религии, в том числе и христианство, утверждают о существовании параллельного невидимого мира, населенного живыми личностными существами, обладающими умом, волей и могуществом. Одни существа – добрые, их называют ангелами, вторые – злые, их именуют демонами.
Эти бесплотные существа занимают промежуточное положение между Богом и людьми, ведя постоянную борьбу за души последних.
Согласно священному писанию в начале времен Бог сотворил огромное количество светлых ангелов и установил между ними иерархию.
Но один из высших ангелов, возгордившись своим положением, восстал против создателя и увлек за собой великое множество небесных сил.
Архангел Михаил и сохранившие верность Богу ангелы низвергли смутьянов с неба в преисподнюю. Так появились демоны, а в мир вошло зло.
Произошло это до грехопадения людей, и первым успешным деянием сатаны (дьявола) стало искушение Адама и Евы и изгнание их из рая.
Основой церковного учения об ангелах является трактат «О небесной иерархии», приписываемый Псевдо-Дионисию Ареопагиту и датируемый началом VI в.
Псевдо-Дионисий разделил несчетное количество ангелов на 9 небесных сущностей, сгруппировав их по принципу приближенности к создателю в 3 иерархии.
- небесные сущности высшего чина (серафимы, херувимы, престолы) непрестанно находятся возле господа и являются носителями его величия. Поэтому их изображения обозначают горний мир и символизируют власть и славу Бога.
- небесные сущности среднего чина (господства, силы, власти) олицетворяют природные стихии: воду, воздух и землю. Их изображения редко встречаются в произведениях изобразительного характера.
- сущности нижнего чина (начала, архангелы, ангелы) осуществляют связь между Богом и человеком. Архангелы доводят волю бога до ангелов, а те – до людей. Архангелы и ангелы являются самыми распространенными образами бесплотных сил в изобразительном искусстве.
Известны имена более 10 архангелов. Но в православном искусстве предпочтение отдается образам Михаила и Гавриила. Они изображаются как единолично, так и в составе сюжетных композиций.
Основные сюжеты с образом архангела Михаила представляют его как победителя сатаны, главы небесного воинства.
Изображение архангела Гавриила чаще всего встречается в сцене «Благовещение» и отражает его «функцию» как вестника, открывающего по велению Бога тайны будущего.
Ангел хранитель не имеет имени, он дается богом конкретному человеку и сопровождает его не только на протяжении всей земной жизни, но и на пути в загробный мир, предстательствует перед господом на страшном суде, а при условии прощения человека становится его душе неразлучным другом в вечности.
Жизнеописания практически всех святых содержат эпизоды испытаний демонами их веры в господа.
Как правило, святые подвергаются нападкам нечистых духов во время уединения. Основной задачей дьявола и его свиты является изгнание отшельника, чтобы в этом месте никогда не звучала молитва.
Не всегда святые при жизни могли препятствовать козням дьявола. Но в большинстве случаев они не только успешно противостояли искушениям и наваждениям, но и были наделены даром изгнания бесов из людей, душами которых те завладевали.
Также в житиях присутствуют и эпизоды с ангелами, незримо помогающими святым преодолевать трудности.
Согласно Иоанну Златоусту, господь попускает деятельность злых духов в мире ради пользы человека. Сумевший преодолеть бесовское искушение, глубже познает себя и с большим усердием прибегает к Богу. В то же время сатана стремится к распространению своего царства, постоянно соблазняя и искушая людей.
Изображения грехов, происков нечистых духов, «способов» спасения, адских экзекуций получили в XVIII – XIX вв. широкое распространение в печатной графике (прежде всего в так называемых народных картинках), назидательно предлагая взирающим на них людям задуматься, что ждет их в вечности.