Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

Выставка «Андрей Ремнёв. Балет. Русская тема» («Homo ludens – Человек играющий»)

24.06.2021

Идеальный мир Андрея Ремнёва

Андрей Ремнёв – художник интеллектуальный, назвал свою выставку «Homo ludens – Человек играющий» по аналогии с одноименным трудом нидерландского культуролога и историка Йохана Хейзинга, посвятившего свое исследование игровому характеру деятельности человека.

Творчество художника, наверное, ярче всего может проиллюстрировать мысль ученого, оно наглядно представляет игру воображения мастера, так искусно, свободно и гармонично создающего картину своего мира. Каким материалом при этом пользуется художник Ремнёв? Какие темы рождаются в его воображении? Что является отправной точкой игры? Об этом рассказывают эскизы, законченные картины и сам художник.

Источниками вдохновения для Ремнёва являются – литература, музыка, поэзия, природа, предметы искусства, фотография, множество иных жизненных впечатлений. Все они дают импульс к появлению сложного ассоциативного ряда, возникающего в воображении художника. Затем следует череда эскизов, где оттачивается композиция и окончательная версия сюжета переносится на холст.

Андрей Ремнёв в своём творчестве обращается к традициям древнерусской и дворянской культуры, европейской и восточной культур, авангардного искусства. Художник никогда не отходит от реалистической, узнаваемой передачи человека и предметов, но его привлекает внутренняя суть темы, выраженная иносказательным языком, с помощью символов, аллегории, гротеска, элементов сюрреализма и абстракции.

В картинах, связанных с темой русской народной жизни, часто возникает образ идеального русского провинциального города. Белые дома с красными крышами стоят по берегам тихих и широких разливов рек, все добротно и прибрано, кругом порядок и размеренность. В свое время на Ремнёва восторженное впечатление произвел город Гороховец и фотографии Нижнего Новгорода фотохудожника Карелина. Воспоминания об этих городах послужили прообразом идеального города. Его обитатели сами являются идеальными образами русского народа, в которых художник видит и открывает зрителю его лучшие черты («Стружки», «Стрелка», «Продавец игрушек»).

Нередко фотографии своими нетривиальными сюжетами служат поводом для написания внешне похожего сюжета, раскрывающего тему с иной точки зрения. Так картина «Наука сна» (2009 г.) родилась после просмотра фотографий XIX века, на которых зафиксирована жизнь детей из приюта. На одной из них нянечка мыла перед сном ноги воспитаннице. В картине молодая мать вытирает ноги своей дочери. Обе одеты в платья, расшитые золотом. Плавные линии, красота бесшумного действа, преобладание золотого цвета в колорите придают композиции характер вечного таинственного ритуала.

Аллегорическая композиция «Стрелка» (2016 г.) завораживает фризообразным расположением девичьих фигур на переднем плане полотна, их плавными движениями, ритмом, красотой одежд, и чудным пейзажем со слиянием двух рек, убегающих в едином русле к горизонту. Второе название картины – «Встреча». Встречаются реки, встречаются люди. Живописным источником вдохновения для этого полотна послужила картина И. Левитана «Над вечным покоем».

«Утренний развод» (2016 г.) была заказана художнику МВД. На ней изображен провинциальный город в предрассветный час. Композиция разделена на две разномасштабные части. В одной совершается утренний развод (термин полицейской практики), дворник – тайный и внештатный работник полиции – метет мостовую, другую заполняет аллегорическая фигура молодой женщины с зеркальцем в руке. В этой композиции передана поэзия предрассветного часа, ожидание нового дня, нового порядка жизни. У картины есть второе название: «Четвертая стража». Оно напоминает нам о древних временах, когда вечернее и ночное время делили на четыре периода по три часа, и с их завершением менялась в городах охрана.

Завораживающие композиционные приемы Ремнева

Картины Андрея Ремнёва привлекают внимание своей красотой и гармонией, смысловой наполненностью, оригинальными композиционными решениями. Рассматривая их, можно отметить несколько запоминающихся приемов изображения, особенностей стиля мастера. Автор нередко применяет изображение зеркального отражения предметов, размещая их симметрично по сторонам холста. Этот прием, по признанию художника, организует пространство, создает внутри него сложные линейные очертания, усиливает выразительность образа («Сон Папагены, «Ночной дозор», «Хиромантия», «Стрелка»).

Большое внимание художник уделяет тканям, их фактуре и декоративному богатству. Блеск парчи и изысканные рисунки на шелке в работах Ремнёва особенные, они завораживают, на них хочется долго смотреть. Ткани украшены изображениями птиц, зверей, фантастических существ, цветов. Флора и фауна на тканях живет самостоятельной жизнью и свободно перемещается с одежд персонажей в пространство композиций, усиливая их декоративный характер («Фаворит», «Мерный лоскут», «Сон Папагено», «Стрелка», «Третья стража»).

Многофигурные композиции часто разделяются на несколько плоскостей, перекрывающих друг друга, или следующих друг за другом, усложняя пространство. Множество деталей и фигур между плоскостями заставляют вновь и вновь осматривать поверхность полотна по кругу. И с каждым взглядом зрителю предоставляется возможность разгадать новый смысл произведения («Мерный лоскут», «Сон Папагено», «Утренний развод»).

Ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела «Изобразительное искусство» Макусова Лариса Анатольевна.