Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

"Свете тихий"

11.05.2017
В музейном комплексе «Конный двор» работает удивительная выставка «60 км от МКАД. Керамика А. Андриановой, Е. Базловой, Е. Матвеевой (Винтовой), А. Филипповой». У наших посетителей осталось всего одна неделя (выставка работает до 19 мая), чтобы полюбоваться прекрасными работами молодых художников-керамистов. Сегодня мы представляем Вашему вниманию поэтическое эссе Филипповой Анны о своей работе "Свете тихий":

«Когда лейку вытаскивают из бочки, то по её голубоватому боку льётся вода, и бочка становится тёмно-серая. Бочка стоит на двух покрашенных суриком досках. Лягушке, которая живёт под бочкой, очень удобно пролезать между досок, если лягушке надоело, что на неё смотрят.
Когда бочка пустеет, можно подпрыгнуть, свеситься и визжать в ржавые стены. На дне бочки есть немного воды и твоё отражение, маленькое и далёкое. Оно дрожит от визга и визжит тебе в ответ.
Если ты вырос настолько, что тебе видно серпик воды в бочке, то можно увидеть, что в бочке есть комариные личинки. Они хуже лягушки и совсем не любят, когда на них смотрят. Вертят хвостом и ныряют поглубже.
Когда ты сможешь положить на край бочки подбородок, тогда начинается самое интересное. В бочку поселяется игрушечный парусник. Он не тонет, даже когда на него давишь рукой. Выворачивается и прячет под себя киль.
Ты ещё подрос, и край бочки больно давит подмышкой, когда лейка погружается в пустеющую бочку. Мокрую холодную лягушачью бочку. Жить нелегко. Зато ты можешь пустить в воду головки обломанных грозой астр, и у тебя будет прудик не хуже, чем у Клода Моне. Но о Клоде ты узнаешь нескоро. А когда ты сможешь положить на край бочки локти, а на ладони положить подбородок, то, в наконец-то спокойной воде отразится небо. И твои глаза цвета мокрой бочки, подкрашенные в первый раз маминой тушью.
Вот текст, где садовая бочка – главный герой. У Ханса-Кристиана Андерсена в сказках вещи часто говорят, как люди. Но керамические скульптуры – это не тексты. Как научить предметы, сделанные из глины, говорить? Говорить о дорогом сердцу, добром и даже вечном? Предметы можно научить рассказывать сказки на языке изобразительного искусства. Линиями, формами, цветными пятнами, фактурами и красками.
Нравится ли вам тот миг, когда солнце вот-вот зайдёт, предметы уже потеряли свои контуры, трава стала серая, вокруг дымное сияние, столбики роящихся комаров, розовые блики в лужах пролитой из лейки воды. Не слышно ни листвы, ни птиц, ни насекомых. Слышно плеск воды, звяканье железного ведра и упругий звук мокрого белья, развешанного на верёвках. Слышно, как падают с дерева яблоки. Слышно голос мамы. Вечер. «Пришедше на запад солнца, видевшее свет вечерний…» - этот короткий, но неизменяемый гимн из вечернего богослужения принято петь, когда на землю спускается ночь. Вечерний свет – это цвет и звуки.
На слепленной вручную из шамотной глины форме, напоминающей садовую бочку, говорят краски: окись хрома, изумрудная медная полива, дымчатая розовая эмаль, коричневый пигмент, белая глухая глазурь, кобальт, никель, марганец. Заговорить краскам позволил восстановительный обжиг в дровяной печи. Он сделал краски неброскими, а цветовые сочетания сделал мягкими. Обжиг позволил поверхности шамота передать тонкое состояние природы. Не коснись глины живой огонь, изображение бы не приобрело глубины и мимолётного ощущения уже закончившегося летнего дня.
Краски поют: «Свете тихий Святыя славы, Бессмертного Отца Небесного…» Это благодать вечернего света, выраженная на языке искусства керамики.
Благодарность своему детству, яблоневому саду, всем вещам, лету, ласковому свету уходящего солнца, тёплой воде из садовой бочки, эту благодарность можно выразить не только словами на бумаге, но и материалом, который не боятся огня. Материалом хрупким, но закалённым. При бережном обращении – практически вечным. Разве не то же происходит с воспоминаниями? – Если с ними бережно обращаться, то они будут светить тебе всю жизнь.
Свете тихий Святыя славы…»

свете-тихий.jpg
Композиция «Свете тихий». 2015 год.

Скульптурная форма «бочка», «лужи», «опавшие яблоки». Шамот, глазури, оксиды, эмали. Восстановительный дровяной обжиг.