Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Новости

«Коси, коса, пока роса»

12.07.2021
День святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, или Петров день, – великий христианский праздник, отмечаемый 12 июля, в традиционном аграрном календаре славян знаменовал собой начало летних полевых работ. По народным приметам, с Петрова дня наступает «красное лето, зеленый покос». 
В сенокосе участвовали все трудоспособные члены крестьянской общины. Косить начинали на рассвете, пока не высохла роса: «Чем росистее трава, тем легче косить». Скошенную траву несколько раз ворошили. Сухое сено сгребали в длинные валы, а затем собирали в копны. На следующий день формировали большие стога. Несмотря на тяжёлый и напряжённый труд, заготовка сена считалась праздничным событием, признавалась чистой приятной работой и обычно сопровождалась песнопениями. Время сенокоса всегда ожидалось с нетерпением, особенно молодежью. Девушки с наступлением сенокосной поры могли продемонстрировать свои лучшие наряды и сноровку в работе, а вечером на гулянье встретиться с парнями и составить хоровод. 
На «пожню» (покос) крестьяне наряжались в праздничную одежду: парни и мужчины надевали яркую рубаху-косоворотку, а девушки и молодые женщины – нарядный «покосный» костюм. На Русском Севере женский комплект включал не стесняющий движения просторный сарафан, рубаху с широкой узорной каймой по подолу, пояс и фартук. На голову повязывали ситцевый платок. Во время работы крестьянки часто подтыкали нижнюю часть сарафана за пояс, демонстрируя богато орнаментированный подол рубахи. Если поблизости не было мужчин, сарафан снимали и работали в одной рубахе.
Завершить сенокос старались к Проклову дню (отмечается 25 июля), который в народе получил название – «Прокл-плакальщик», «Прокл – большие росы». К этому дню необходимо было досушить сено, так как из-за обильных рос оно начинало гнить. Вслед за сенокосом наступала жатва.
Летним сельскохозяйственным работам посвящен небольшой раздел экспозиции Сергиево-Посадского музея «Мир русской деревни». Здесь можно увидеть ко-стюмы для полевых работ и инструменты для заготовки сена – косу-литовку, косу-горбушу, деревянные грабли и сенные вилы.

Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» В.А. Демкина