Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Место:
Центральный Манеж, Манежная площадь, 1.
Дата:
4 ноября 2018 - 25 ноября 2018

Выставка "Сокровища музеев России"

Страница музея: http://moscowmanege.ru/vystavka-sokrovishha-muzeev-rossii/

С 4 по 25 ноября 2018 года в ЦВЗ «Манеж» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь ― ко Дню народного единства» представлена масштабная экспозиция ― Под крышей Манежа собрано около 280 экспонатов из 50 музеев России.

Для выставки «Сокровища музеев России» в Манеже из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника отобраны следующие произведения:

1.  Неизвестный художник.Портрет императрицы Анны Иоанновны.  XVIII - XIX вв.

2. Неизвестный художник.Портрет царя Иоанна Алексеевича.XVIII в.

3. А.П.Антропов.Портрет императора Петра III.1762 г.      

4.А.П.Антропов.  Портрет императрицы Елизаветы Петровны.1745-1751 гг.         

5.   П.С.Дрожжин (Дрождин). Портрет архимандрита Лаврентия Хоцятовского.1765 г.     

6.    Неизвестный художник.Император Николай I в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой Лавры.           I-я половина XIX в.

   

Живописная коллекция XVIII-XIX веков в Сергиево-Посадском музее разнообразна и включает произведения многих жанров, в стиле которых сложно переплелись черты классицизма и барокко, романтические и рокайльные мотивы, свойственные искусству этого времени. Преобладание в этом ряду портретной живописи является характерной особенностью монастырской коллекции. Коронационные портреты появлялись в Лавре к приезду царей и цариц на торжественный молебен и украшали их апартаменты, оставаясь в монастыре навсегда.

Самые ранние из них представляют этап медленного, но упорного преодоления полуиконного стиля парсуны. В них сохраняется величавое спокойствие и торжественная неподвижность, которые отчасти перешли в более поздний парадный портрет.

Портрет царя Иоанна V Алексеевича парсунного характера является работой неизвестного русского художника. Он соединяет в себе иконописные черты в написании атрибутов царской власти с умением художника создавать объемное изображение фигуры человека, сообщая ей жизненную убедительность. Известно, что в XVII- начале XVIII вв. подобные произведения создавались живописцами Оружейной палаты. Оригинал, по сведениям Д.А. Ровинского, находился в Царском Селе.

В 1730 году дочь царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Федоровны Салтыковой Анна Иоанновна Верховным Тайным Советом была провозглашена императрицей. Ее коронационный портрет кисти Л. Каравакка находился в Синоде. С него было сделано множество копий. Вероятно, поясной портрет императрицы является одной из них и был заказан Синодом для монастыря. Анна Иоановна представлена на полотне в декольтированном платье, украшенном цепью с крестом ордена Андрея Первозванного.

Среди русских художников XVIII века одним из наиболее заметных являлся Алексей Антропов, кисти которого в коллекции музея принадлежат парадные портреты Елизаветы Петровны и Петра III. Портрет Елизаветы Петровны, являющийся свободной копией с коронационного портрета Л. Каравакка, коронационный портрет императора Петра III - примеры не только возросшего мастерства русского художника, но и символы нового времени и новых побед. Живопись Антропова отличают звучность колорита, осязаемая передача фактуры материала, и самое главное - передача убедительной характеристики персонажей, уже проступающей сквозь постановочные позы и пышную декоративность.

В монастырском собрании находились портреты настоятелей Лавры от Арсения Могилянского до митрополита Филарета и других священнослужителей. В настоящее время часть из них находится в Лавре. Известно, что портрет архимандрита Лаврентия Хоцятовского написан П.С.Дрождиным - уроженцем троицкой слободы, обучавшимся живописному искусству в Троице-Сергиевой Лавре сначала у П. Казановича, затем у А. Антропова и у Д. Левицкого. Портретная галерея сохранила до наших дней облик служителей церкви XVIII-XIX веков, а также изображения великолепных облачений и предметов ювелирного искусства.

К историко-бытовому жанру можно отнести полотно «Император Николай I в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой Лавры» свидетельствующее о посещении Лавры Николаем I в 1834 году. Соединение в нем элементов нескольких жанров сообщает этому историческому событию камерный характер.