Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Дата:
7 июня 2016 - 11 октября 2016
Режим работы:

Вторник, среда, пятница -

с 10.00 до 18.00


суббота -

с 10.00 до 19.00

воскресенье -

с 11.00 до 18.00


Выходные дни: понедельник и четверг

В последнюю пятницу каждого месяца музей закрыт на санитарный день. 




Режим работы кассы:

Вторник, среда, пятница -  

с 10.00 до 17.30


суббота -

с 10.00 до 18.30

воскресенье -

с 11.00 до 17.30


Экскурсии по тел.: 

(496) 540-53-56

8 (985) 040-45-17 и 

на сайте музея.

Стоимость билетов:
Без экскурсии - от 100 руб./чел.
С экскурсией - от 400 руб./чел.

Подробнее в разделе Стоимость входных билетов

Выставка "Роза+"огурец"

7 июня 2016 года в музее открылась новая выставка, которая носит оригинальное название – «Роза плюс «огурец». На самом деле именно это название очень полно раскрывает содержание выставки. Главным героем здесь является платок или шаль, а самыми распространенными элементами рисунка – прекрасный цветок розы и экзотический «турецкий огурец».

roza+ogur-1.jpg 

В приветственном слове зам ген.директора по научной работе С.В.Николаева сказала: «Есть в культуре вечные явления. Кажется, платок был всегда». Это, действительно, так. Художники мануфактуры черпают свое вдохновение в традициях промысла.

roza+ogur-2.jpg

На выставке «Роза + «огурец» экспонируются павловопосадские шали XIX-XXI веков из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Важной частью выставки также стали платки и шали современного ассортимента ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

1-roza.jpg

Это предприятие, которому в 2015 году исполнилось 220 лет, является хранителем богатой художественной традиции края по производству шерстяных набивных платков.
В 1795 году в селе Павлово Богородского уезда Московской губернии крестьянином Иваном Дмитриевичем Лабзиным была основана небольшая фабрика по выпуску шелковых платков. К середине XIX века ее владельцами стали Яков Иванович Лабзин и Василий Иванович Грязнов, которые переориентировали производство и в начале 1860-х годов приступили к набойке шерстяных и полушерстяных шалей и платков.
Традиционными для знаменитого платочного промысла стали платки с восточной и цветочной орнаментацией. Знаковыми для них являются мотивы «огурца» или «боба» и «розы» – царицы цветов, символа Рая и Богородицы. Отсюда и название выставки – «Роза + «огурец».

2-roza.jpg

Производство шалей с восточной и цветочной орнаментикой в Павловском Посаде никогда не прерывалось. В настоящее время на предприятии активно проводится работа по восстановлению узоров старинных шалей из различных музейных собраний, а также создаются новые рисунки. Одной из основных тенденций развития платочного орнамента является создание композиций, построенных на сочетании разнообразных растительных мотивов.
В художественном решении павловопосадских платков присутствует связь с живой природой, поэтому неслучайно саму поверхность платка называют «грунтом», «землей» или «полем», в чем отчетливо и зримо проявляется ассоциативное отождествление платка с плодородием цветущего сада (поля). Богатство земли, наполненной яркими цветами и плодами, несет жизнеутверждающий смысл и символизирует саму Россию с ее цветущими садами и полями. По выражению А. Белого: - «Россия – большой луг, зеленый, зацветающий цветами».

В настоящее время мода на платки активно возвращается. При всей широте их использования на протяжении XIX и XXI веков: в качестве головного убора, для изготовления одежды и убранства светского и церковного интерьера, сохранялась главная функция платка – быть нарядным дополнением женского костюма. Еще в 1855 году «Журнал мануфактур и торговли» отмечал, - «…шаль точно составляет самый красивый убор женщины, хорошо понявшей все неоценимые качества оного».