Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Выставка «Музей русской матрёшки»

В рамках первого фестиваля русской матрёшки, который проходил 10 июня 2012 года в музейном комплексе «Конный двор» состоялось открытие выставки «Музей русской матрешки». Сергиево-Посадский музей является обладателем одного из лучших собраний матрешек из разных уголков России, и вновь созданная выставка по праву названа «музеем». Выставка «Музей русской матрёшки» знакомит посетителей с большим кругом экспонатов XX–XXI века из собрания Сергиево-Посадского государственного музея-заповедника и частных коллекций, которые позволяют проследить основные этапы развития куклы-матрёшки. В экспозиции представлены работы профессиональных художников и народных мастеров всех традиционных центров производства матрёшки, расположенных в Московском, Нижегородском, Вятском регионах, а также такое яркое явление современной художественной жизни как «авторская» матрёшка.

1-matresh.jpg


  Огромная популярность русской куклы-матрёшки, пришедшая к ней более 110 лет назад, не ослабевает. Появившись на свет, матрёшка поразила современников художественным совершенством образа и силой выразительности его национального характера, что сделало её со временем не только игрушкой, но и памятным знаком, символом России. «Рождение» матрёшки было обусловлено как требованиями национально- романтического направления в искусстве XIX столетия, так и возросшим спросом покупателей на дидактические игры. В этот период в отечественном игрушечном производстве большое внимание уделялось развивающим интеллектуальным игрушкам. Токарная кукла-матрёшка в виде разъемных и вкладывающихся одна в другую фигурок легко и непринуждённо учила ребёнка распознавать величину предметов, их цвета и формы, помогала вырабатывать глазомер, пространственные представления, чувство композиции.  

2-matresh.jpg

Документальных свидетельств о происхождении матрёшки не сохранилось. Впервые она появилась в Москве в мастерской при магазине «Детское воспитание» (1883–1918) Анатолия Ивановича Мамонтова (1839–1905) и его жены Марии Александровны (1840–1904) накануне Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже 1900 года. На выставке кукла получила высокое признание зрителей и была награждена бронзовой медалью. Создателями первой 8-местной матрёшки «Девушка с петухом» считаются яркий представитель неорусского направления в искусстве известный художник Сергей Васильевич Малютин (1859–1937) и потомственный токарь Василий Петрович Звёздочкин (1876–1956) из деревни Шубино Подольского уезда Московской губернии, который выточил форму игрушки (Эта "матрёшка" находится в "Музее игрушки" г.Сергиев Посад).  

3-matresh.jpg

Для того чтобы матрёшка стала промысловым товаром, обрела знаковый характер, понадобилось её второе, массовое «рождение» на крупнейшем в России игрушечном промысле в Сергиевом Посаде Московской губернии. В 1904 г. Учебная игрушечная мастерская города, принадлежавшая московскому губернскому земству, купила часть богатого ассортимента изделий мастерской «Детское воспитание», в числе которых находились образцы складной куклы-матрёшки. Они стали для сергиевопосадских мастеров своеобразными эталонами для дальнейшего творческого варьирования и тиражирования. Благодаря совместным творческим усилиям профессиональных художников, сотрудничавших с земской мастерской, и народных мастеров появилось множество образцов матрёшек, различавшихся по форме, содержанию и характеру росписи. В художественной направленности игрушек преобладал «русский стиль». Матрёшки воплощали образы древнерусских бояр, былинных и сказочных героев, исторических и литературных персонажей. Однако наибольшей популярностью у покупателей пользовались матрёшки, решенные в виде крестьянок, держащих в руках домашнюю птицу или предметы утвари. Подчеркнутая декоративность промысловой матрёшки стала яркой формой выражения национального представления о красоте, гармонии бытия: широколицая, румяная, нарочито дородная женщина, наряженная в праздничный костюм, с дорогим цветастым платком на голове, «содержащая» в себе многочисленное потомство мал мала меньше.



Широкое признание матрёшки в России и за рубежом закрепило за ней приоритетное место в промысловом товаре Сергиева Посада в XX–XXI столетиях, способствовало появлению в дальнейшем нескольких центров матрёшечного производства. Среди них ставшие известными народно-художественные промыслы Подольского района Подмосковья; Нижегородского края – городов Семёнова и Городец, села Полховский Майдан; Вятского края – города Нолинска и деревни Луговые. Орнаментально–декоративный стиль кукол-матрёшек каждого традиционного центра имеет свои характерные особенности. Сергиевопосадские матрёшки отличаются округлыми, устойчивыми формами с соотношением пропорций ширины к высоте 1:2, яркой росписью гуашевыми красками локальных контрастных цветов (основные – красный, жёлтый, синий и зелёный) с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком.

Семёновская матрёшка имеет более стройные пропорции: тонкий изящный верх фигурки плавно переходит в ее утолщённую нижнюю часть. Местные токари славятся изготовлением многоместных матрёшек, а также матрёшек-футляров в виде условно решённых фигур девушки и парня, которых «наряжают» в традиционные костюмы. Роспись выполняется яркими анилиновыми красками красного, синего, зелёного, фиолетового цветов с чёрной контурной обводкой. Основу узора традиционной матрёшки составляют букеты из крупных фантазийных цветов, обрамлённых бутонами, мелкими цветочками, ягодками и листьями. Свободные, выразительные кистевые мазки позволяют мастерицам создавать разнообразные по формам и очертаниям, но единые по ритмическому строю гармоничные композиции.  


Вятскую матрёшку легко узнать по приветливому, улыбающемуся лицу с большими голубыми глазами, рыже-русым волосам, традиционному наряду, написанному яркими анилиновыми красками. На её переднике – букеты цветов из крупных алых маков или роз в обрамлении листьев. Матрёшки часто украшают узорами, выполненными в технике аппликации из соломки. Мастера используют такие природные свойства соломки, как золотистый цвет, который в зависимости от изменения угла зрения может становиться перламутровым, они научились красить её в различные цвета, напоминающие под лаковым покрытием драгоценные камушки. Звонкая декоративность русской матрёшки, её эмоционально насыщенный образ ассоциируется с настроением праздника, радостью бытия, олицетворяет богатство и целостность традиционного мировосприятия.