Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Место:
на экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» в музейном комплексе "Конный двор"
Дата:
19 марта 2020 - 31 декабря 2020
Режим работы:
среда, четверг, суббота, воскресенье - с 10.00 до 17.15,      
пятница - с 10.00 до 16.15    

Технический перерыв для дезинфекции: 13.00-13.30
Каждые 2 часа проводится дезинфекция контактных поверхностей и проветривание залов. 

Санитарный день:
последняя среда каждого месяца 


Касса работает:
среда, четверг, суббота, воскресенье - с 10.00 до 16.30,      
пятница - с 10.00 до 15.30
Технический перерыв с 13.00 до 13.30   


Маршрутизация:
вход в экспозицию  «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.»  из холла и через экспозиции «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края». «Троице-Сергиева лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв.», выход – из холла на территорию "Конного двора" (приобретается объединённый билет по специальной цене, объединяющий 2 экспозиции);
Стоимость билетов:
билет по специальной цене, объединяющий 2 экспозиции:
взрослый - 180 рублей,
льготный - 90 рублей

Выставка «Монах-художник. Творчество Аффония Вишнякова»

В 2020 году исполняется 150 лет со дня рождения потомственного жостовского мастера Александра Егоровича Вишнякова (1870-1938), больше известного под своим монашеским именем Аффоний. Он был представителем знаменитого рода крестьянских живописцев и организаторов промысла по изготовлению подносов в подмосковной деревне Жостово, но его жизнь и творческая судьба тесным образом связана с Сергеевым Посадом.        

Александр Вишняков родился в семье владельца мастерской по изготовлению изделий из металла и папье-маше Егора Филипповича Вишнякова. С детских лет он готовился стать мастером-живописцем, но судьба распорядилась по-другому: в 1892 году поступил в Троице-Сергиеву лавру в качестве послушника, в 1904 – пострижен в монахи под именем Аффоний, через два года был рукоположен в сан иеродиакона. В этом сане он занимал должность заведующего книжным складом и иконной лавкой.

Живя в монастыре, Аффоний Вишняков не прерывал связи с родным промыслом. Подтверждением тому является поднос с видом на Троице – Сергиеву лавру, на котором сохранились его подпись и дата – 1901 год. Поднос относится к числу уникальных произведений промысла. Его уникальность определяется наличием авторской подписи, высоким художественным уровнем и выбором сюжета. Знакомый облик монастыря здесь воспринимается как образ идеального мира, красота и гармония которого подчеркивается полосой безоблачного неба, правильными формами деревьев, небольшими фигурами стаффажа.

Близкой к росписи подноса по своему художественно-образному решению и манере письма является шкатулка с изображением Лавры, которая, очевидно, также является одной из наиболее ранних работ Аффония Вишнякова.

вишняк-1.jpg

После Октябрьской революции и закрытия Лавры в 1919 году Афоний Вишняков навсегда остался в нашем городе. Он переселился на частную квартиру, в которой устроил небольшую мастерскую по изготовлению предметов, украшенных лаковой росписью. С конца 1920-х годов А. Вишняков начал работать инструктором в цехе горячей лакировки Сергиевской кустарно-промышленной артели, где создавал и авторские произведения. В эти годы он выполнил ряд работ по заказу Кустарного музея. В 1937 году был приглашен для участия в выставке «Народное творчество», которая проходила в Государственной Третьяковской галерее. Специально для выставки он подготовил несколько произведений, в числе которых кашпо, предназначенное для украшения экспозиционного зала.

В произведениях 1920-1930 годов мастер ярко проявил себя как автор наивных пейзажей и декоративных композиций с цветами, ягодами и фруктами. Его творчество высоко оценивал известный специалист в области народного искусства А.В. Бакушинский. Он писал: «А. Вишняков – большой и своеобразный мастер декоративного натюрморта. Его цветы, фрукты, птицы и насекомые, его пейзажи подкупают жизнерадостной чувственностью, непосредственным очарованием наивного реализма. По стилю и приемам живописи они безукоризненно мастеровиты…».

Аффоний Вишняков создавал высокохудожественные декоративные предметы, предназначенные для украшения жилых интерьеров. Он считал свою работу профессиональным занятиями, и, как правило, подписывал произведения, оставляя на них монограмму «АВ».

Представленные работы мастера демонстрируют его одаренность, самобытность и высокий уровень владения живописными приемами лаковой росписи. В Загорске (так назывался Сергиев Посад в 1930-1991 годы) нашлись его почитатели и последователи, среди которых особенно заметной была Ольга Владимировна Фаворская (мать известного русского графика В.А. Фаворского). На выставке также экспонируются ее произведения, украшенные деликатными цветочными росписями, выполненными с большим вкусом.

    Выставка «Монах-художник. Творчество Аффония Вишнякова» подготовлена в одном из залов экспозиции «Русское декоративно - прикладное искусство XVIII – XXI вв.», подробное знакомство с выставкой онлайн-формате.

Рассказала о выставке зав. отделом "Русского народного и декоративно-прикладного искусства XVIII-XXI вв."  С.В. Горожанина

смотри видеорепортаж

С работами А. Вишнякова знакомит ст. научный сотрудник отдела "Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII- XXI вв." О.А.Игнатьева 

https://vk.com/video198021780_456239092